Внеклассное мероприятие по русской литературе в 11 классе «Литература периода Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 11 классе «Литература периода Великой Отечественной войны»


Внеклассное мероприятие по русской литературе «Литература периода Великой отечественной войны», посвящено 6 8-летию Великой Победы. (Для учащихся 1 1 класса)
Провела учитель русского языка и литературы МОУ «Турочакская сош» Парфенова Надежда Михайловна

Цель: 1) познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

2) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

3) воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое страны.
Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; сочинения учащихся о родственниках- участниках в ВОв, на военную тему «Ничто не забыто, никто не забыт»

  • Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

  • Презентации обучающихся

  • Видеозапись — песня «Огонек»

  • Выставка книг о Великой Отечественной войне.

  • Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».

  • Музыка в исполнении учащихся: А.Сурков «Землянка».

ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.    Видеомагнитофон.
Литература:

  • Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

  • Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

  • Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.Книга памяти участников в ВОВ Турочакского района 2007 г.

 

Ход мероприятия:
ЭПИГРАФ
: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
(А.Т. Твардовский)
(Звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»)
Учитель:

В ночь на 22 июня 1941 года на советский Союз напали гитлеровские полчища. Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.
Преодолевая тяжелые трудности, советский народ, наша доблестная армия добились коренного перелома в ходе войны и одержали всемирно-историческую победу над врагом.
Годы войны не забудутся никогда. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. 6 8 лет прошло с тех пор, когда закончилась эта страшная в истории война. Но мы помним, какой ценой досталась нам победа, и кто добывал ее.
6 8-ая весна большими шагами идет по Земле. Но эхо войны повторяется и сегодня, оно гремит не весенними громами, не очистительной грозой, а памятью ветеранов, поэтов и писателей.
Сквозь время – везде и всегда
Мучительно помним про это:
Пришла в сорок первом беда,
И лишь в сорок пятом — победа. (К.Ваншенкин)
Ученик: Мы, сидящие за партами, родились и выросли в мирное время, войну видели только по телевизору и кино. Мы проходим по улицам сел и городов и видим стройки, но, наверное, никогда не задумывались над тем, как легко разрушаются дома от взрывов бомб и снарядов.
Ученик: Нам не приходилось шагать по дорогам войны, в снежной мгле вставать в атаку, падать, сраженными осколками, плакать в землянках, вспоминая родной дом, мать. Нам не пришлось терять родных друзей. И поэтому единственное, что можем мы, — это помнить о тех, кто не дрогнул, ни согнулся под пулями, выстоял, «чтобы песни остались счастливыми, чтобы детство не знало выстрелов»
Ученик: Великая Отечественная война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого человека. Как свидетельствует статистика, в годы войны ежесуточно в среднем погибало более 19 тысяч воинов и мирных жителей, каждый час – около 916 человек. Война поглотила треть национальных богатств страны, разрушила 1700 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий.
Долог был путь к Победе, ценой больших потерь завоевана она. Такую память никому не стереть, не забыть, не исказить.
Учитель: Война касалась всех; детей и стариков, молодых и больных. В годы войны вместе со своим народом, со своей страной подвиг совершала в эти годы наша литература. Миллионы людей никогда не забудут о той исключительной роли, которую сыграла в их жизни поэзия и проза в пору великих испытаний. Не оправдал себя бытовавший когда-то афоризм «Когда говорят пушки — музы молчат». Нет, не могли молчать, и не молчали музы советской литературы, когда гремели пушки Великой Отечественной войны!
Ученик: Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (А.Сурков)
Учитель: Русская литература периода ВО войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и поэты – писатели. Более 300 писателей и потов пали смертью храбрых. Среди них М.Кульчицкий, Н. Майоров, А.Гайдар, М. Джалиль, А. Алиш, И.Уткин, Ю. Крымов, А.Гайдар. «Они ушли не долюбив, не докурив последней сигареты…»
Ученик: Появлялись песни и стихи гимны.

Звучит песня «Священная война».

Сила этого произведения рождена временем, героическим порывом великой страны, вставшей на смертный бой с фашизмом. В песне содержится и призыв, и горячее пожелание, и клятва.
Ученик: Вслед за «Священной войной» звучит «Песня смелых» А.А. Суркова. Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым — дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ученик: Вскоре к суровому голосу «Священной войны», к живому солдатскому говорку Звучат: «Песня смелых», «До свидания, города и хаты» Михаила Исаковского. В этих песнях поет душа молодых, смелых ребят. (Ученик читает стихотворение)
Ученик: В годы ВО войны вся страна пела песни М.Исаковского. особенно популярной стала «Катюша». Она звучала как гимн, как песня-перекличка друзей – единомышленников, как их пароль. Ее пели и на западе, участники движения Сопротивления во Франции и в Италии, и русские партизаны, сражавшиеся в этих странах .
Учащимися исполняется песня «Катюша»
Ученик читает стихотворение «Жди меня» : К. Симонова. В его творчестве тема ВО войны занимает особое место. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим вопросам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм, долг человека перед Родиной. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, в фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал стихотворений «Если дорог тебе твой дом…», «Майор привез мальчишку на лафете…», «Жди меня».
Ученик: Александр Трофимович Твардовский «Василий Теркин». Рождение такой поэмы в годы войны говорит о великом душевном здоровье нашего народа. Который не терял бодрости и оптимизма даже в самые отчаянные моменты истории. Он жил и боролся за жизнь, он видел «за далью даль». Он оставался человечным. В ней была одновременно и летопись, и философия войны.
Наиболее известные произведения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом», «Их памяти», «О прописке».
Учитель: Сколько бы стихов ни было создано о войне, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: достаточно, все уже сказано. Нет меры горечи и страданиям. Всего сказать никогда не удастся. Такую память не стереть, не забыть, не исказить.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. (А.Твардовский)
На сегодняшнем мероприятии мы с вами познакомились с поэтами, вкратце с их творчеством, которые свое перо превратили в оружие борьбы против фашизма и сыграли огромную роль в завоевании Великой Победы.

Мне очень хочется услышать слова наших учащихся об участниках ВОВ Турочакского района и близких родственниках.

Учащаяся (Солопова Света-11 класса о своей прабабушке Ветровой П. А . )


Ну, что мы знаем о Войне?
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне
Мы вспоминаем слишком мало.

А детям вовсе не понять —
О чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять,
Ответы забывают скоро.

Другие страны, времена…
Другие войны были тоже.
И та, Великая Война
Все больше на кино похожа.

Лежат в коробке ордена.
Что с ними делать? Непонятно.
Ничья вина, ничья вина,
Что не вернуть людей обратно.

Тех, что сражались на войне,
Тех, что мальчишками погибли.
И почему-то стыдно мне,
Как будто мы помочь могли бы.

Но прошлое нельзя вернуть –
Вокруг совсем другие страны.
И по-другому в дальний путь 
Там провожают ветеранов.

На майской праздничной волне
Все меньше правды о войне.



О Великой Отечественной войне, искалечившей миллионы человеческих судеб, мы — молодое поколение знаем в основном только из книжек и кинофильмов. Видим мемориалы и обелиски в память о павших героях в любом уголке России, которые напоминают нам о войне, но мы не задумываемся о цене Великой Победы. Слишком много прошло времени, и не каждый из нас знает историю своих родных (прабабушек и прадедушек, живущих и защищавших свою страну в период с 1941 по 1945год), которым мы обязаны своей памятью, уважением, вниманием, милосердием, жизнью.

С каждым годом все реже строй живых свидетелей тех страшных событий — участников войны, и уже их взрослые внуки и подрастающие правнуки скорбно склоняют головы под звук метронома, чтобы минуты молчания почтить память воинов-освободителей, подаривших нам сегодняшнюю мирную жизнь. Каждый представитель того героического поколения — и не вернувшиеся с полей сражения, и ныне живущие рядом снами фронтовики — достойны глубочайшего уважения и нескончаемой благодарности. Я представляю сегодня вашему вниманию историю жизни моей прабабушки Ветровой-Солоповой Полины Андреевны, чтобы помнили и изучали историю Великой Отечественной войны по биографиям своих земляков.

Ветрова Парасковья Андреевна . Детство. Юность.

Ветрова Парасковья Андреевна родилась 23 октября 1918 года в с. Сычевка Смоленского района. В их простой крестьянской семье было 9 детей. Детство у них было очень трудное. Отец рано ушел из жизни, и им самим приходилось зарабатывать себе на хлеб, работая в колхозе. С самого раннего утра до позднего вечера в жару и в холод, в грязь и в зной они работали на пашне, на сенокосе, на уборке пшеницы, собирая после основной жатки пшеницы, оставшиеся колоски руками. И была установлена норма по сбору оставшейся пшеницы с земли. За это дописывали трудодень. Заставляли петь песни, чтобы не съели зерна пшеницы. Если кого-то увидят жующим эти зерна, могли объявить врагом народа и отдать под суд. А вечером тем же составом возвращались домой с песнями и плясками. Это им помогало выжить в столь тяжелое голодное время и песня их сближала, помогала в трудную минуту, а также хоть на чуть-чуть забыть беды, несчастья, тяжелую жизнь. Подворье было большое (этому благоприятствовало плодородие земли и хороший урожай, ведь район-то степной). Они держали коней, коров, овец, гусей, куриц, а также на небольшом огороде выращивали свои зерновые культуры, картошку, лук, горох и подсолнечник. Но из-за большой семьи, всего этого было мало и приходилось работать маленьким детям. Для колхоза главное — урожай. Для семьи — выживание. Вот и старались выжить, как могли. В семье всегда сохранялась строгость, порядочность, уважение друг к другу, взаимопомощь и выручка, и слово матери — закон.



Школа. Образование.

Так как не было средств на обучение, то в школу Полине Андреевне пришлось пойти в 12 лет. В 1837 году она получила Свидетельство об окончании полного курса неполной средней школы с. Сычевка , Смоленского района ЗапСибкрая за №14. Училась удовлетворительно из-за нехватки времени, надо было помогать матери поднимать семью.

В этом же году поступает в школу Ясельных сестер в Бийске и через 2 года, в 1939г., 1 июля получила свидетельство за №011017, в котором говорится, что на основании постановления СНК СССР от 8 сентября 1936года «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров», утвержденного Наркомздравом СССР, гр.ВПА ей присваивается звание Ясельной сестры.



Работа до войны

Сразу после окончания школы Ясельных сестер ее принимают на работу в Бийский райздрав в должности Ясельной сестры. Работа требовала большого внимания и ответственности, кроме этого, она очень скучала по дому, по младшим ребятишкам, да и хотелось помочь матери. Транспорта никакого не было, за исключением случайных машин и лошадей, запряженных в телеги. Да и не всегда можно было выпроситься на подводу. Так как была молодая, 32километра преодолевала пешком. Только если выйдет рано утром, то к вечеру придет. Устанет, ноги гудят, бежит сразу помогать матери по хозяйству, ночью перестирает все на ребятню, а утром должна быть на работе. Об успехах и неудачах делилась с матерью на ходу, перебросившись несколькими скупыми фразами.

Однажды, договорившись с шофером, на обратный путь, она опоздала на 30 минут, из-за того, что был сильный дождь с градом. Дорогу размыло, и машина перевернулась, а ей пришлось оставшиеся 5 километров идти пешком. (из рассказа Марьи Андреевны — сестры). И она не успела к началу рабочего дня. И ее уволили. А проработала она только месяц. Было очень много слез, но жизнь не дает расслабляться.

Через 5 дней она устраивается в Бийский зверосовхоз медсестрой ясельной группы. Медицинских работников в 40-годы было очень мало и они ценились на вес золота.

Спустя год ее переводят в Соколовскую больницу медицинской сестрой, из-за нехватки работников. В работе она проявляла себя требовательным, ответственным, порядочным, дисциплинированным специалистом. Все эти качества она взяла из семьи. Ее очень ценили и уважали, часто прислушивались к ее мнению и совету даже хирурги.



Военные годы.

Формирование 113-й отдельной стрелковой бригады.

Началась война. Ветрова Полина Андреевна в 1941 году 26 июня получает распоряжение явиться в Соколовский райвоенкомат зонального района. Рано утром ей вручили повестку и через 2 часа она была в дороге на фронт.

Она попала в артиллерийский полк в звании старшего –сержанта и исполняла обязанности санинструктора 199 артиллерийского полка в 9 отряде.

15 ноября 1944года ее назначают санинструктором в медсанроту 113 отдельной стрелковой бригады.113-я отдельная стрелковая бригада — воинское соединение СССР в Великой Отечественной войне. Сформирована в ноябре-декабре 1941 года в городе Сарапуле и железнодорожной станции Шолья.

113-я отдельная стрелковая бригада численностью личного состава 6000 человек полностью погибла в боях на Северном Кавказе в июле 1942 года.

В Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации на хранении были лишь скудные документальные данные и планы работы политотдела с 23 января 1942 по 20 июля 1942 года.

Второе формирование 113-ой отдельной стрелковой бригады было в период Советско-Японской войны во взаимодействии с Северо-Тихоокеанской флотилией, которая принимала участие в Южно-Сахалинской операции. Там была и Полина Андреевна.



Служба в 113-й отдельной стрелковой бригаде.

Во время приема раненых весь персонал госпиталя работал сутками, без отдыха. Да и обычно работали без выходных и отгулов по 16-18 часов. Недосыпая, недоедая, все тепло своего сердца, а нередко и кровь, труженицы госпиталей отдавали раненым и больным. И часто лаской, материнской заботой помогали им выжить.

Персонал госпиталей вел большую воспитательную работу, организовывал художественную самодеятельность среди раненых. На них были возложены хозяйственные дела: заготовка и разделка дров, выращивание овощей, стирка бинтов, белья и многое другое.

Не хватало еды. Паёк по тыловым нормам был скуден. Бывали дни, когда солдату в сутки доставалось только 420 граммов ржаных сухарей да поварёшка жидкого супа. Нетерпеливые пили солёный кипяток, чтобы обмануть пустой желудок, от чего пухли ноги, болели почки. А медсестры часто отдавали свой паек раненым или послеоперационным бойцам (им этот паек был нужнее, потому что они должны были восстанавливать силы для дальнейшей борьбы с фашистом, так говорила Полина Андреевна).

Были трудности с обмундированием. Одно лето все солдаты ходили в обыкновенных крестьянских лаптях. Ботинки с обмотками в целях экономии хранились в каптёрке старшины, их разрешалось обувать только в караул, на строевые занятия да на строевой смотр. Остальное время ходили в лаптях, изнашивая по две пары в месяц. А для обеспечения лаптями каждый взвод выделял двух солдат, которые драли лыко и беспрерывно плели эту древнюю русскую обувь.

Офицерам сапоги шил батарейный сапожник из солдатской палатки на подошве из толстых брезентовых ремней. Красили они эти невесомые сапоги чёрной сапожной мазью, и они блестели, как хромовые, такие же сапоги носили и медсестры.

Доставалось солдатам и от холода. Им очень трудно было переносить морозы дальневосточной зимы. А все занятия проводились на улице. Все мёрзли, бегали, толкались друг за другом, чтобы согреться, при каждом удобном случае разжигали костёр и грелись вокруг него.

На всех инспекторских проверках 113-я стрелковая бригада получала хорошие оценки. Бригада продолжала учиться, тренироваться и была готова к войне, как и всё войско Дальневосточного фронта.

(из рассказа Полины Андреевны).. у нас однажды испортился автономный электрический двигатель, и мы остались без света. Шли ожесточенные бои. Очень много было раненых, несут и несут, а света нет. И два-три дня мы оперировали сначала со свечами, а когда их запас иссяк, с коптилками. Сложнейшие операции проводились при этом слабом и ненадежном огне. Хирурги просили присутствующих не двигаться, не разговаривать, не кашлять, не чихать, потому что от любого, даже слабого, движения воздуха коптилки гасли, и наступала темнота. Представляете, если это происходит во время сложнейшей операции?..

Война с Японией и освобождение Сахалина.

Таким образом, с 19 августа по 3 сентября 45года Полина Андреевна участвовала по освобождению Курильских островов и Южного Сахалина в составе отдельной медсанроты 113 отдельной дивизии стрелковой бригады, которая была вновь сформирована приказом командующего войсками Дальневосточного фронта от 9-го сентября 1942 года.

В составе 16-й армии были 56-й стрелковый корпус, дислоцировавшийся на Северном Сахалине, и наша 113-я стрелковая бригада, оборонявшая район Совгавани. В 56-й стрелковый корпус входили: 79-я стрелковая дивизия, две отдельные стрелковые бригады, 214-я танковая бригада, два отдельных танковых батальона, отдельный пулеметный полк, гаубичный и пушечный артполки РГК и отдельная пулеметная рота. Советские силы на сахалинском театре военных действий значительно превосходили противника, но они были разбросаны на огромном пространстве. Два дня подтягивались основные силы корпуса, доразведывалась система обороны противника. Утром 16-го августа они перешли в наступление. После артиллерийской и авиационной подготовки 79-я стрелковая дивизия начала неотразимо вгрызаться в укрепрайон, за ней следовали 2-я стрелковая бригада и оба отдельных танковых батальона. Японцы упорно сопротивлялись. Но к исходу дня перевал Харамитогз был взят. Весь день 17 августа шли бои по ликвидации отдельных узлов сопротивления, и только днем 18 августа противник капитулировал: сдались в плен 3300 японских солдат и офицеров.

В 1945 году Полина Андреевна Ветрова участвовал в освобождении острова Сахалин. Это был самый тяжелый отрезок пути в ее военной биографии.

25 августа 113-я стрелковая бригада и части 56-го стрелкового корпуса поставленную перед ними боевую задачу выполнили: Южный Сахалин полностью был освобожден.

Овладением Южных Курильских островов война для всей бригады была закончена. В результате боевых действий 16 августа по 1 сентября 1945 года 113я Отдельная стрелковая бригада освободила на Сахалине города и крупные населенные пункты: Торо, Эсуторо, Маока, Осака, Футомато, Рудака, Тойохара, освободила острова Кунашир, Шикотан, Сибоцу, Тараку-Сима, Юри-Сима, Акиюри и Суисето.

Бригада утвердилась на островах 1 сентября 1945 года. По радио слышали, что 2 сентября в Токио на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции Японских вооруженных сил. Москва объявила, что 3 сентября назван ежегодным праздником — днем Победы над Японией.

И для моей прабабушки Ветровой Полины Андреевны этот день был очень значительным и важным в ее жизни.

Милая моя прабабушка Полина Андреевна! Я сегодня говорила с прошлым, я говорила о Вас.

Спасибо, что Вы у нас есть. И мы обязуемся свято хранить память о Вас и бережно передавать ее из поколения в поколение. Чтобы верили, чтобы знали, чтобы помнили!!!

Мы понимаем, что когда-то
Придут совсем другие даты.
Не будет больше ветеранов.
 
Их не останется в живых.
Ни рядовых, ни офицеров,
Ни покалеченных, ни целых,
Ни благородных генералов,
Ни бывших зеков рот штрафных.

Кто им потом придет на смену?
Кого придется звать на сцену
Чтоб окружить своей заботой
Когда нагрянет юбилей?
Подряд уходят ветераны.
Им обдувает ветер раны,
Их ордена лежат забыты,
А имена горят сильней.

А, может, это всё логично?
Но очень больно, если лично
Ты с этим связан был и даже
Не понимал тогда всего.
Мне раньше искренне казалось,
Что бабе много жить осталось,

Но уж который День Победы
Мы отмечаем без неё.

Учащаяся (Тарасова Арина-11 класс о своем прадедушке Акпыжаеве Порфирии Андреевиче) Мой прадедушкагерой!

Великая Отечественная Война оставила большой след в истории и в сердцах людей. Война- это плач матерей, тысячи погибших солдат, сотни семей, оставшихся без родных и близких. Люди, которые прошли через боль, голод, холод, утрату близких, смогли победить и выстоять эту войну. Многие отцы, сыновья, матери, дочери ушли на фронт, покинув свою семью, чтобы защитить родную землю от врага. Так и из нашей семьи ушел на фронт мой прадедушка.

Мой прадедушка Акпыжаев Порфирий Андреевич, родился он 22 ноября 1928 года в семье крестьянина, в Санькино Турочакского района. Семья была небольшая. После окончания начальной школы работал в колхозе. После переезда в Турочак работал в районной Турочакской почте. Встретил и женился на Ирине Васильевне Кыргызаковой, а в 1939 году у них родилась дочь Маша. В 1942 году мой прадедушка был призван на фронт, оставив семью, пошел служить. Он служил на Ленинградском фронте и был знаменосцем. Как и все солдаты, в свободное время писал письма своей семье. Однажды 6 апреля 1943 года моей прабабушке пришло письмо с фронта, где к ней обращался командир части. В этом письме, склеенном хлебным мякишем, было написано, что Акпыжаев Порфирий Андреевич награжден правительственной наградой медалью «За Отвагу» за подвиги, героизм, и бесстрашие в боях против фашисткой нечисти не только радует, но и воодушевляет на беспощадную борьбу и скорейшее уничтожение немецких оккупантов.

Мой прадедушка так и не вернулся домой, он погиб там же, где и воевал — под Ленинградом. В тылу осталась его жена Ирина и маленькая дочка Маша. Прабабушке Ирине пришла только похоронка, она очень переживала и гордилась своим мужем.

Ведь рядом была любимая дочка Маша, ради которой нужно было жить. Маша- это моя бабушка Таскачакова Мария Порфировна, которая всегда рассказывает нам о своем отце, который героически погиб на войне, защищая нашу страну от немецких захватчиков. Многие письма, к большому сожалению, не сохранились. Но у нас все еще сохранилось, то памятное письмо, которое пришло прабабушке. Теперь оно наше семейное достояние, которым мы очень гордимся. Это письмо будет переходить из поколения в поколение, а история нашего отважного предка будет передаваться из уст в уста, чтобы следующее поколение знало о своем семейном герое, который воевал в Великой Отечественной войне.

Всегда, когда заканчиваю слушать эту историю до конца, понимаю, какой подвиг, совершили все солдаты, которые воевали за нас, за свою Родину, за мирное небо над нами. Я совсем не знала тебя и не видела, только на фотографиях, но я точно знаю, что ты был герой, который погиб за свою семью, за свою Отчизну. Спасибо тебе за то, что боролся за мир и свободу!

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. (А.Твардовский)
На сегодняшнем мероприятии мы с вами познакомились с поэтами, вкратце с их творчеством, которые свое перо превратили в оружие борьбы против фашизма и сыграли огромную роль в завоевании великой победы.

Мне очень хочется услышать слова наших учащихся об участниках ВОВ нашего района и близких родственниках.

Учащаяся: ( Тагызова Радмила-11 класс о своих родственниках)

Великая Отечественная война подняла весь советский народ на защиту своей Родины. В годы войны была одна главная задача – разгромить врага, защитить свой народ, свою Отчизну, одержать победу. В эти дни страна наша превратилась в один «громящий кулак» — воины защищали родину в бою с врагом, а тыл обеспечивал армию всем необходимым. Советский народ одержал победу, благодаря большому патриотизму советских воинов. Подвиги солдат второй мировой – это гордость нашего народа. Это должно служить примером для нас, как надо любить и защищать Родину.

Для нашей страны всегда будет святым день 9 мая. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш долг — всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Мои прабабушки, Тагызова Евдокия Дмитриевна и Шубина Ирина Фадеевна, являются тружениками тыла. Они и сейчас вспоминают, что было очень трудное время, летом работали: пололи пшеницу от сорняков, помогали на сенокосе. А сами не доедали, старались помочь фронту, чтобы быстрей закончилась война. У них много медалей.

А прадедушки, Тагызов Тимофей Николаевич и Шубин Анатолий Фадеевич, были участниками Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, их нет в живых.

9 мая 2006 года в нашем селе состоялось торжественное открытие памятника защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной.

И я очень горжусь тем, что почетное право открыть памятник было предоставлено именно мне, как правнучке последнего участника войны с.Тулой Тагызова Тимофея Николаевича (правда, прадед не дожил до этого дня).

Когда я с его другом Виктором Ивановичем Беловым, тоже фронтовиком, открывали памятник, то, конечно, очень волновалась. Это останется в моей памяти на всю жизнь.

Но сегодня я хочу рассказать вам о других моих прадедушках:

Шубине Анатолие Фадеевиче и Пустогачеве Кыйдаке Торгочоковиче.

Начну с прадеда Анатолия. Он был простым, скромным, но не менее отважным солдатом. Таких, как он, было сотни тысяч. И благодаря именно им наша страна победила врага. Он умер, когда мне было 9 лет. Но я хорошо его помню. И память о нём осталась, моя прабабушка Ирина очень часто вспоминает своего брата. Я попросила ее еще раз рассказать.

Сначала она долго молчала, видно, ей трудно говорить о смерти самого близкого человека. Но вот, вздохнув и посмотрев куда-то в сторону, она начала:

«Родился брат 26 июля 1924 года в селе Тайна Красногорского района. Родители наши были крестьянами, занимались своим хозяйством, затем работали в колхозе.

В марте 1939 года наша семья переехала в Тулой. В 1943 году твоего прадеда Анатолия забрали из Красногорского района на фронт. Отец наш в то время жил в Тайне, а мать — в Тулое. Голодно было, вот и разъехались кто — куда. Старший брат Анатолий вместе с младшей сестрой Валей жили у отца (примечание: На данный момент из братьев и сестёр Шубиных осталась в живых только моя прабабушка. Недавно переехала она в Верх-Бийск.)

После призыва в течение двух месяцев обучался Толя на стрелка-снайпера в Бийске. Затем его отправили на фронт. Ехали в товарных вагонах поезда, а дальше три дня шли пешком. Немецкая авиация бомбила поезда, поэтому близко к фронту подъезжать запрещалось. Попал брат под Нарву, в пехоту 232-го стрелкового полка. Случилось это в декабре 1943 года. Воевал в Латвии. После первого лёгкого ранения две недели пролежал в медсанбате. В марте 1944 года получил тяжёлое ранение в голову и в правую руку. Брата отправили в госпиталь № 2012 города Ленинграда. После выздоровления сто человек из госпиталя были отправлены в Финляндию, чтобы собирать трофейный скот. Скот сгоняли в большие загоны, забивали, а мясо отправляли на фронт. Служба в Финляндии продолжалась в течение полутора месяца.

Потом Анатолия направили в распределительный батальон. После второго ранения в боевых действиях он уже не участвовал. Попал на нестроевую службу в Ленинградскую городскую комендатуру. Там он охранял штрафников.

Заболев, попал в госпиталь № 1112, где и пролежал четыре месяца.

В декабре 1946 года был демобилизован.

Анатолий был участником Великой Отечественной войны, инвалидом I-й группы. Награждён орденом «Отечественной войны 2 степени», медалью

« За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и юбилейными медалями.».

Так закончила свой рассказ моя прабабушка, и мы долго молчали, смотря на боевые награды и вспоминая его.

Есть у меня еще прадед с маминой стороны. Это Пустогачев Кыйдак Торгочокович. Я знаю его только по фотографии. Да и моя мама совсем маленькая была, когда его не стало. Бабушка нам поведала историю о прадеде Кыйдаке:

«В1906 году в с. Курмач в семье Торгочока Адываевича родился сын, ему дали имя Кыйдак. Рано мальчик лишился матери и с трехлетнего возраста воспитывался у деда Адывая. От второго брака родились еще трое детей: Евстафий, Марфина и Аксинья.

До войны Кыйдак Торгокович избирался председателем сельского совета в с.Курмач-Байгол, как и везде приходилось заниматься раскулачиванием (своих односельчан, родственников, которые, практически, не были кулаками).

В 1935году он был делегатом слета передовиков в г.Новосибирске, его там наградили часами «будильник» и костюмом.

Кыйдак так и работал в Курмач-Байголе. На фронт ушел с первых дней войны. Воевал в составе Ленинградского фронта. Он вспоминал, что «…был сильный, жаркий бой, его ранило: пробили ладонь и раздробило пальцы, ранило ногу. Убитые солдаты лежали, как скошенная трава. С раненой ногой я не мог подняться. Вдруг вижу, толпа вооруженных немцев рыщут по полю, направляются прямо ко мне. А немцы, как встретят раненого, полуживого солдата, сразу штыком его прокалывают и добивают. Увидев немцев, я лег лицом вниз, не двигался и старался не дышать. Один немец остановился, наступил тяжелым солдатским сапогом на меня, очевидно, поняв, что я мертв, двинулся дальше. От страха и от тяжелого фашистского сапога мне сделалось плохо. Когда я опомнился, то понял, что лежу в каком-то шурфе вместе с мертвыми. На мне лежат два трупа. Страха среди мертвецов не было, было желание как-то выбраться из этого шурфа, а раненому это сделать нелегко.

Стал понемногу раздвигать трупы, когда освободился от них, увидел себя совсем голым, на мне были одни трусы. Кто это сделал, непонятно. Борясь за жизнь, карабкаясь среди мертвецов, кое-как пробрался к краю шурфа и вышел из него. Сел и хотел крикнуть, а голоса нет, кругом никого не видно, помочь некому. Что делать? Кругом дымовая завеса. Вдруг на мое счастье увидел, что по полю две девушки-санитарки ищут живых раненых. Я кое-как поднялся, поднял руки, и с всей силы крикнул. А голос слабый. Но девушки, увидев меня, прибежали. Положили меня на плащ-палатку и волоком потащили. Так я попал в госпиталь, выжил, поправился от ран».

Еще он частенько вспоминал случай, произошедший с ним: « Пехота шагала долго, и в одной деревне устроили привал. Я лег за дверью и уснул, не слышал команду: «Вперед!». Когда вскочил, никого нет. Побегал я туда-сюда, никого нет, и не знаю, куда идти. Потом жители деревни сказали, что наш отряд полностью погиб, уцелело несколько солдат. Я со своим сном, отстав от отряда, остался жив. Прямо, как в «рубахе» родился. Раненая рука имела ограниченное движение и нога тоже. В госпитале лечился долго, потом был комиссован».

С 1944 год прадед работал в родном селе учетчиком, кладовщиком. У него в бытовой жизни было много интересных юмористических случаев. Но как солдат, как воин, он воевал безупречно, не жалея себя, за победу, за Родину. Силой таких простых рядовых солдат бесстрашных и сильных духом держалась земля, и страна победила врага.» Я горжусь своими прадедами и прабабушками.

Учащаяся: (Цыганкова Вероника-11 класс о войне)

Война… Как много говорит это слово. Война-страданье матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, становится жутко от одного лишь представления мук и страданий людей.

С каждым годом мы все дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть опасности и смерти в глаза. Своей волей и кровью защищал он Родину, и добился победы над сильным врагом. Нет границ величию подвига советского солдата, как нет границ любви народа к Родине.

Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все таки мы легкомысленно относимся к жизни! В наше время, мирное время, не задумываешься над тем где ты завтра будешь спать, что поесть, останешься ли в живых. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет ушли умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались над этим, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано !С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще.

Задаешься вопросом: имели ли право такие, как Гитлер отнимать жизни? Кто давал им такое право? Ведь у них тоже были дети, жены, матеря! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв, стольких людей? Все эти вопросы остаются риторическими, потому что ни один из них не может дать однозначного ответа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть многих миллионов человек. Это было бы преступлением перед павшими — преступление перед будущим. Помнить о войне, героизме и мужестве людей — обязанность всех живущих на земле.

Тема войны всегда останется актуальной. Сколько похоронок пришло уже нашим матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы можем предотвратить новые войны. И дети наши будут узнавать о войнах только из учебников истории и кинофильмов. В будущем войне нет места!


Учитель: Мы должны благодарить участников Великой Отечественной войны за наше будущее, за мирное небо, которое завоевали они для нас. Их с каждым годом остается все меньше и меньше. И наша задача рассказывать о них детям, внукам и правнукам.

Ученик: Каждый год в День Победы
Вспоминать о войне
И о тех, кого нет ,
Стало грустно вдруг мне.
Я приду к обелиску
И возложу цветы
Хоть простые ирисы
В память долгой воне.
Ученица: Поклонюсь до Земли я
Тем великим годам,
и простому солдату,
Что 68 лет уже там.
Люди! Не забывайте
Эти тяжкие дни
И бессонные ночи,
Что наши деды провели.
Учащийся: Они боролись за свободу,
За мир на Родине своей.
Не забывайте ту победу,
За что боролись много дней.
Спасибо за внимание.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения в начальной школе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: