Коллерова Светлана Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ № 10» г. Шуя
Конспект урока литературы в 6 классе «Тайны рассказов Чехова.
Литература
6 класс
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: Тайны рассказов Чехова
Ведущая образовательная технология модерация.
Цели урока: 1. Образовательные – выявить особенности поэтики юмористических рассказов А.П. Чехова; совершенствовать навыки лингвистического анализа литературного произведения, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой;
2. Развивающие — активизировать творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные навыки работы в группе, исследовательские и проектировочные умения;
3. Воспитывающие — воспитывать интерес к изучению творчества А. П. Чехова, уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, тексты рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Репетитор», «Устрицы», «Толстый и тонкий», листы ватмана, фломастеры или карандаши, цветные карточки, листы с «лестницей успеха» для рефлексии (по количеству учащихся).
Продолжительность этапа | Методы обучения | Деятельность участников образовательного процесса | |
Инициация | 1 мин. | Метод «Веревочка» | Встреча, приветствие друг друга. Учащиеся, стоя у своих столов, берут рядом стоящих товарищей за руки( «веревочка» не должна быть разорвана), улыбаются друг другу. Учитель приветствует учащихся, желает им успешной работы на уроке. Цель – содействие созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки. |
Вхождение или погружение в тему | 5 мин. | Метод визуализации (презентация).
Метод «мозговой штурм»
Метод ученического целеполагания | Вступительное слово учителя: Слайд 1— тема урока «Тайны рассказов А.П. Чехова». Слайд 2. Учащиеся вспоминают известную им информацию о рассказах Чехова, называют прочитанные ими рассказы
(Слайд 3),
дают варианты ответа на поставленный вопрос: Как вы понимаете выражение «смех сквозь слезы»? (Слайд 4)
Слайд 5.
Какой из вариантов относится к рассказам Чехова? Какое известное высказывание Чехова характеризует особенности его рассказов? Слайд 6.
Учащиеся формулируют цели урока. Учитель резюмирует высказывания детей (Сегодня мы попробуем приобщиться к раскрытию тайны рассказов А.П. Чехова). |
Формирование ожиданий учеников | 3 мин. | Метод «Поделись с другом». | Учащиеся делятся своими ожиданиями и опасениями с соседом по парте. По просьбе учителя 3-4 ученика озвучивают свое мнение всему классу. |
Интерактивная лекция | 3 мин. |
| Учитель объясняет систему работы, возможность использования текстов, предлагает круг вопросов по теме
|
Эмоциональная разрядка
| 1 мин. |
| Слайд 7. Учащиеся формируют группы по цвету карточек, полученных при входе в класс, рассаживаются за столы. |
Проработка содержания темы
| 25 мин. | Метод «Исследовательская лаборатория»
Метод инсценировки | Три стола (группы, работающие с текстом рассказов Чехова) – три лаборатории. В каждой лаборатории (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме( по конкретному рассказу Чехова). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные результаты своей работы, относящиеся к вопросу. В группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Четвертая группа «Актеры» после распределения ролей (рассказ «Толстый и тонкий») выходит из класса и репетирует свое выступление в коридоре, затем возвращается в кабинет, садится за свой стол. Каждая группа презентует результаты работы по своему заданию. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы . Слайд 8. Учащимися делается вывод о достижении цели урока. Учитель знакомит учащихся с высказываниями русских писателей о рассказах А.П. Чехова (Слайды 9-11).
|
Подведение итогов | 7 мин. | Метод «Лестница успеха» | Слайд 12.
Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке — не доволен, сделал не все, что мог; на второй — мог бы лучше; на третьей — сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки можно разложить на столе или прикрепить к доске, чтобы все могли видеть результат. Можно спросить учащихся, сбылись ли их ожидания и опасения.
|
Приложение.
Инструкция для групп 1 – 3.
Внимательно прочитайте задание.
Распределите обязанности в группе.
Отразите находки каждого участника группы на листе.
Обсудите результаты своей работы.
Назначьте выступающего с презентацией вашей работы.
Листы ватмана могут быть заранее расчерчены, или учащиеся самостоятельно распределяют границы своей деятельности на листе.
|
| |
|
|
|
|
|
|
«Репетитор»
|
Задания для лингвистического анализа рассказа «Репетитор».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)Как называет автор главного героя в начале и в конце рассказа? Подумайте, с чем это связано?
2)О чем рассказывает портрет Пети Удодова?
3) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
5. Синтаксический строй рассказа: диалог, внутренний монолог (объясните значение этих понятий). Какова их роль в тексте?
6. Какова роль многоточия в тесте?
7. Что вы можете сказать об отношении автора к своим героям?
Задания для лингвистического анализа рассказа «Смерть чиновника».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)О чем говорит фамилия главного героя?
2) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
3) Какие слова повторяются в тексте? С какой целью?
5. Проанализируйте частоту употребления глаголов, существительных и прилагательных в тексте. Сделайте вывод. Предложите свои объяснения.
Задания для лингвистического анализа рассказа «Устрицы».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)Объясните значение слова «устрицы». Что хочет подчеркнуть автор сочетанием изысканного блюда и очень голодного ребенка?
2) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
3)Какие слова передают авторское отношение к героям?
5. Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Задание для группы «Актеры».
Перед вами отрывок из рассказа «Толстый и тонкий» для инсценировки.
Распределите роли.
Будьте внимательны: через интонацию, мимику, жесты вам нужно передать идею рассказа, характеры героев, речевые и синтаксические особенности текста.
Выйдите из класса, отрепетируйте выступление(15 мин.)
Вернитесь на свои места и внимательно слушайте выступления одноклассников.
Покажите инсценировку.
12