Урок литературы в 9-м классе: «Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши»
Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой
Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения.
А.С. Пушкин
Цели:
(образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
(разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
(восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Сообщение темы урока, целей
Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема нашего урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом я взяла слова А. С. Пушкина. (Зачитать второй эпиграф).
Викторина
Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной.
– Ключевое слово комедия. Давайте вспомним, что такое комедия?
Комедия – драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.
III. Знакомство с новой темой
– Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)
– Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать,плутовать)
– А как вы понимаете слово ханжа? (в толковом словаре Ожегова– лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)
IV. Беседа по вопросам учителя
– Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)
– Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)
– Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)
V. Знакомство с действующими лицами
– Прочитать действующие лица (1 учащийся)
– Кто является главным героем? (Тартюф)
– Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)
– Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.)
(Развитие характера Тартюфа)
– Давайте попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)
VI. Самостоятельная письменная работа на 5 минут
2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант | |
(Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга; | (Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился |
VII. Проверка письменной работы (5 мин.)
– А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?
– Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)
– Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.
Действие 3, явление 2, стр. 66 – первое появление Тартюфа
Действие 3, явление 6, стр. 75 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
Явление 7, стр. 81 – как он себя ведёт
Явление 4, стр. 89 – сцена разоблачения
Явление 7, стр. 112-113
– Давайте заострим на это внимание, как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?
VIII .
– Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)
– После этой сцены разоблачения, Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)
– А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)
XI . Актуальность
– Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же как и Оргон со своей матерью позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)