Материал подготовила учитель русского языка и чтения Выгорко Марина Михайловна
МКОУ «Крыловскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
20.10 2014 г.
ТЕМА : Духовно-нравственное воспитание на основе рассказа Сергея Алексеева «Медаль»
Цель: знакомство творчеством Сергея Алексеева.
Задачи: учить бегло читать;
развивать логическое мышление, память, связную речь, внимание, обогащать активный словарь,
духовно-нравственное воспитание учащихся, вызвать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Ход урока:
1.Артикуляционная гимнастика
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
2. Пятиминутное чтение.
3. Организационный момент (сообщение цели и задач урока)
4. Активизация внимания
1Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим посреди,
А предлог вот – позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает.(Бородино)
2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом.
Кто назовёт нам фамилию сразу? (Кутузов)
3. С буквой «А» – в шкафу я, на стене,
Без неё – в сраженьях на войне. (Полк)
5.Повторение.
С какими произведениями о Родине вы знакомились в этом учебном году?
Назовите синоним слова «Родина».(отечество). Какие родственные слова вы можете назвать у этих слов? (отец, родители, род).
Как человек должен относить к своей Родине?
Что такое подвиг?
Звучит песня «Моя Россия2
6. Новый материал
Рассказ учителя о писателе С. Алексееве.( слайд),
Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, Родители Сергея, врач Пётр Сергеевич Алексеев и медсестра Елена Александровна Ганшина, познакомились на фронте, во время Первой мировой войны. Вскоре они поженились, и у них родился сын Сергей.
Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу: сначала в Воронеж. Здесь Сергей жил в Васнецовском переулке у сестёр матери. В доме тёток царил культ интеллектуального труда, культ книги. Была большая библиотека, которой могли пользоваться все желающие в определенные для этого часы.
В школе Сергей Алексеев был старательным учеником, особенно увлекала его история. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел: касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. В июне 1940 года Сергей окончил 10-й выпускной класс 236-й школы г. Москвы, и на доске объявлений возле директорского кабинета появился приказ с благодарностью C. Алексееву «за отличную и активную общественную работу в школе» и пожеланиями «от имени всего педколлектива и руководства школы дальнейшего полного успеха в работе и учебе».
В старших классах школы у Сергея Алексеева появилось новое увлечение: он записался в аэроклуб.
А с 1965-го по 1996 год Сергей Петрович возглавлял редакцию журнала «Детская литература».
Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь.
Рассказ учителя об Александре Васильевиче Суворове 1730-1800 –(слайд)
Александр Суворов родился мальчиком болезненным и слабым. Отец его, видя хилое сложение сына, предназначал его к гражданской службе, но, по желанию мальчика, записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 Александр поступил на действительную службу, закалившую его здоровье. В офицеры произведен в 1754 году. В 1761 командовал отдельными отрядами и отличился как отважный партизан и лихой кавалерист. За ряд одержанных им побед, был награжден чином генерал — фельдмаршала.
Словарь: (слайд)
Гренадёр- солдат из отборной части войск.
Медаль- знак отличия в виде круглой металлической пластинки с различными рельефными изображениями и надписями, выдаваемый в награду за что-л. или в память о чем-либо.(слайд)
Орден- особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед отечеством (слайд)
Стр. 60-62 (чтение учителем рассказа)
Чтение рассказа учащимися
Физминутка
Работа с текстом
Почему солдат Кузьма Щепкин не принял участия в первом бою?
Как он отнёсся к получению награды?
Почему Щепкин отказался от медали? Как это его характеризует?
Как А.Суворов решил воспитать Щепкина?
Как солдат заслужил право на медаль?
Докажите, что А. Суворов учит солдат быть честными и мужественными.
Прочитайте строки, где говорится о храбрости русских солдат.
Кому вручаются ордена и медали?
Найдите выражение, характеризующее душевное состояние Кузьмы.Как вы понимаете его?
Как вы понимаете фразу: «Героем не рождаются, героем становятся»?
Чему учит этот рассказ?
Тест.
Кто написал Рассказ «Медаль»?
А) А.С.Пушкин
Б) В.Бианки
В) С.Алексеев
Кем был Кузьма Щепкин?
А) гренадёром
Б) пехотинцем
В) генералом
Кто вручал К.Щепкину медаль?
А) А.В.Суворов
Б) М.И.Кутузов
В) Г.К.Жуков
Работа с пословицами о Родине и подвиге. (слайд)
. Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
За свою Отчизну не жаль и жизни.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Первое дело в жизни — служить Отчизне. (слайд)
Высказывания А.Суворова:
Без добродетели нет ни славы, ни чести.
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Время драгоценнее всего
В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба закончится.
11Рефлексия. Какое впечатление на вас произвёл этот рассказ? А как вы бы поступили на месте Кузьмы Шапкина?
12.Выставление оценок.
13. Домашнее задание- стр. 60-62 (подготовить чтение рассказа по ролям)