Перовский УВК “общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия”, Симферопольский район, Республика Крым
директор, учитель русского языка и литературы
Цель урока:
помочь учащимся обобщить материал, связанный с жизнью и творчеством писателя
создать условия для совершенствования культуры устной речи учащихся, для развития критического мышления
обеспечить условия для воспитания патриотизма, читательской культуры
Межпредметные связи: английский язык / перевод адаптированного текста/
Оборудование: карточки для опроса, раздаточный материал, выставка книг, портреты писателя
Ход урока
Оргмомент, приветствие.
Повторение / работа по карточкам/.
Объяснение нового материала.
Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока, исходя из тех материалов, которые лежат на партах?
Тема: И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества / запись в тетрадь/
Какие цели ставите вы перед собой на сегодняшнем уроке?
Учитель знакомит с количеством часов, отведённых в программе на изучение творчества И.С.Тургенева, и сообщает дату тематической аттестации, которая будет проходить в форме защиты проектов.
Я каждому из вас раздаю дубовые листья, а в конце урока постарайтесь ответить на вопрос: «Зачем я это сделала?»
Сейчас вы услышите рассказ о жизни и творчестве писателя. Слушайте внимательно, работайте с имеющейся у вас таблицей и готовьте ответ на вопрос: «Какие люди и события повлияли на становление Тургенева как писателя и как личности? Докажите это».
Сообщение учащегося / индивидуальное задание/.
Дополнение учителя: первая встреча с П.Виардо / грамзапись отрывка концерта Антонио Вивальди или оперы «Севильский цирюльник»/, отношения с матерью, Тургенев-отец, «обеды пяти», последний год жизни. чтение отрывков из книги Ю.Лебедева «Тургенев», с. 151, 163, 569, 601, цитат, демонстрация фотографий/.
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Закрепление.
Слово учителя.
Известен такой факт: когда известному английскому романисту конца 19-начала 20 веков Арнольду Беннетту было предложено написать статью о двенадцати лучших романах в мировой литературе, он заявил, что эти двенадцать романов написаны русскими, и в их число входят все шесть романов Тургенева.
— Составьте по статьям учебника краткий анализ произведений Тургенева /работа в группах:
«Записки охотника», с.35-39
«Рудин», с.43-46
«Дворянское гнездо», с.47-50
«Накануне», с.50-52
«Дым», «Новь», с.69-72
Стихотворения в прозе — по газете/.
Выразительное чтение отрывка одного из «Стихотворений в прозе» / по газете/
Какова главная мысль этого стихотворения?
Слово учителя об избрании Тургенева почётным доктором Оксфордского университета, цитата.
Чтение и перевод адаптированного отрывка из «Записок охотника».
Выразительное чтение отрывка оригинала.
— О чём свидетельствует этот отрывок?
Итог урока
Составление сенкана «Тургенев».
— Зачем я раздала вам в начале урока дубовые листики?
Домашнее задание: прочитать статьи учебника, с.34-53, 68-76, подготовить диалог в парах «Можно ли назвать Тургенева счастливым человеком?
Я ничего не видел на свете лучше Вас… Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрёт только вместе со мной…
И.С.Тургенев
Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу…
Из письма Тургенева к Полонскому
Франция с гордостью усыновила бы вас, если бы вы этого пожелали, но вы всегда оставались верным России… Ей именно вы служили прежде всего и преимущественно…
Из речи Эдмона Абу на проводах праха Тургенева из Парижа в Россию
Л.Володина
«Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и
творчества»
Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу…