МБОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
«Образ Петербурга
в русской литературе.
Петербург Достоевского»
(Урок литературы в 10 классе по программе В.Я. Коровиной)
Подготовила и провела
Бабкина Н.Ф., учитель
русского языка и литературы.
Тип урока: урок введения нового знания.
Вид урока: урок-исследование.
Тема урока: Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
Цель: воспитание милосердия и сострадания к людям, толерантности; развитие аналитического мышления, умения сопоставлять факты и делать выводы; обучать творческому чтению произведения, составлению краткого конспекта.
Задачи:
рассмотреть образ Петербурга в русской классической литературе (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов);
подготовить учащихся к восприятию романа Достоевского «Преступление и наказание»;
познакомить с Петербургом Достоевского;
учить сопоставлять окружающую среду с внутренним миром героев;
воспитывать сочувствие к страдающим людям.
Формируемые УУД:
личностные (учить внимательно и вдумчиво относиться к человеческой душе, поступкам людей);
регулятивные (учить ставить цели и задачи своей работы, планировать свою деятельность в процессе достижения целей);
познавательные (учить самостоятельно отбирать необходимую информацию, развивать и совершенствовать монологическую речь);
коммуникативные (аргументировать свою точку зрения, вести диалог);
Оборудование: мультимедиапроектор, текст романа, магнитная доска.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Просмотр видеоролика «Санкт-Петербург».
— О каком городе пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Слайд№1. Запись темы.
— Заполните первую колонку таблицы, вписав в неё, что вы знаете о Санкт-Петербурге.
УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ | |
|
|
|
Вступительное слово учителя:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад – «Онегина» глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Слайд №2 Петербург – удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.
Писатели XIX века показали Петербург в своем видении, но мы замечаем, читая их произведения, что в образе города именно XIX века появляются трагические черты. Откуда они возникли? Может, одну из главных ролей в трагической восприятии Петербурга сыграла легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ. Она гласила: «Петербургу быть пусту!»
(Легенду представляет учащийся).
Еще вовремя Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем закричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом не чисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких рассказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города».
— Итак, прежде, чем исследовать Петербург Достоевского, вспомним, как другие русские писатели XIX века изображали город в своих произведениях.
I. Петербург в описании А.С. Пушкина. Слайд №3
( 1-я группа учащихся. Примерный ответ).
Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны: новая столица, выстроенная Петром, стала тем «окном в Европу», которое открыло для России новые пути и новые перспективы.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит… С. Пушкин.
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провёл более трети в своей жизни – лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъёма и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».
Петербург для поэта- воплощение петровского духа, « Петра творенье», символ созидательных сил России.
Люблю тебя Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой ее гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником. Мчится несчастный сумасшедший Евгений:
Образы Петербурга чувствовал и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург – город величия и славы, но в то же время это город сует, забот, повседневных тревог «маленького человека».
Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к «маленькому человеку» (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов Петербургских повестей Гоголя.
I. Петербург в описании Н.В.Гоголя. Слайд №4
(2-я творческая группа. Примерный ответ)
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях автор создает загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством. Просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождают страшные, зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский проспект- своего рода символ Петербурга, его лицо- маска);
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущено массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
В повестях «Нос», «Шинель», и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».
Определенные параллели к этому можно найти и в « петербургской» вставной новелле из «Мёртвых душ»- «Повести о капитане Копейкине».
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И все это характерно для гоголевского Петербурга.
III. Образ Петербурга в творчестве Н.А.Некрасова. Слайд №5
(3-я творческая группа. Примерный ответ)
Вчерашний день, в часу шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н.Некрасов.
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателям резко разделенными на два мира-владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и « несчастливцев».
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На у лицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» (фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).
Роскошную столицу, одни из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
Слайд №10-11 V. Петербург в описании Ф.М. Достоевского.
(5-я творческая группа. Примерный ответ)
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве Ф.М. Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», « Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 годы жил Ф.М.Достоевский.
3.Выявление места и причины затруднения.
— Увидели ли вы что-либо особенное в изображении города у Достоевского в романе «преступление и наказание»?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель вы ставите перед собой на сегодняшний урок?
— Что составляет образ любого города? Из чего мы с вами делаем предположения о быте и нравах города?
(Построение кластера как плана анализа образа города)
5. Реализация построенного проекта.
— Что поможет нам понять, узнать город, в котором происходит действие романа?
— Где мы найдём подтверждение своим предположениям?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
— Что вас больше всего поразило в описаниях городского пейзажа?
— Почему колорит городского дня «отвратительный и грустный»?
— Что отличает вечернюю столицу от дневной?
— Что видит из окна своей комнаты Раскольников?
— А что увидел Родион, остановившись на Николаевском мосту?
— Почему его не восторгает действительно великолепная панорама, открывшаяся с Николаевского моста: на одном берегу академия художеств, Университет, Академия наук, Кунсткамера, Петропавловская крепость; на противоположном берегу, словно по контрасту, — Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод?
— Какая цветовая гамма преобладает в описаниях петербургских улиц?
— Как вписываются в общую канву романа сцены уличной жизни. Например, на том же Николаевском мосту? Какую смысловую роль играют сцены уличной жизни?
— Что общего в описаниях каморки Раскольникова, проходного угла Мармеладовых и сарая Сони?
— Какая цветовая гамма преобладает в описаниях интерьеров?
— Какую смысловую нагрузку несет этот цвет?
(Город – гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах. Учитель делит весь класс на 3 творческие группы, каждой из которых поручает проанализировать страницы романа и внести краткие записи во вторую колонку таблицы:
1 – пейзажи:
ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня);
ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);
ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);
ч.2, гл.6 (вечерний Петербург);
ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
ч.4, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
2 – сцены уличной жизни:
ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми);
ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);
ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на мосту);
ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).
3 – интерьеры:
ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова);
ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);
ч.1, гл.2 (комната – «проходной угол» Мармеладовых);
ч.2, гл.7
ч.4, гл.3(трактир, где исповедуется Свидригайлов);
ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони).
Примерная таблица:
Составляющие образа | Характерные признаки | |
1.
| Пейзаж. | Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”. Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. |
2. | Сцены уличной жизни. | – ребенок, распевающий “Хуторок”; — пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. |
3. | Интерьеры. | Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони-“уродливый сарай”. Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. |
8.Включение в систему знаний и повторение.
— Корректно ли утверждать, что Пушкин показывает своему читателю парадную сторону северной столицы, а Достоевский – оборотную, изнанку жизни? Или это изменился сам город за три десятилетия, прошедшие от смерти великого поэта до создания «Преступления и наказания»?
— Какое влияние оказывает город на психику людей? Какие складываются между ними отношения? (Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения. От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным». Интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.
Д/З:
Заполнить третью графу таблицы: Хочу узнать, почему….? Отчего…? В связи с чем …?
Напишите сочинение-миниатюру «Город, в котором невозможно быть»
9. Рефлексия.
Продолжи предложение
Сегодня на уроке я задумался о _____________________________.
Сегодня на уроке я научился ________________________________.
Сегодня мне особенно понравилось __________________________.
Свою работу на уроке я оценил на _______.