Конспект урока по Литературе «Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»» 8 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

С. Новодевичье м.р. Шигонский

Самарской области







УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ.


Тема: «Рассказ В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»»







Автор: Прохоров Василий Петрович,

учитель русского языка и литературы









Тема урока:

Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Цели урока:

раскрыть смысл повествования: осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом;

  • осмыслить философское содержание рассказа;

  • научить распознавать содержание художественной детали.

Оформление урока:

  1. Фотографии семейных альбомов учащихся, портрет В.П. Астафьева, книги В.П.Астафьева.

Тип урока: урок развивающего обучения.
Подготовка к уроку:


  • Прочитать рассказ и подумать над его смыслом.

  • Попытаться ответить на вопрос: какую роль в жизни человека, семьи, государства, мира играют фотографии?

  • Есть ли у Вас в семье альбом фотографий?
    Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ рассказа по вопросам:

1. О чём этот рассказ?

  1. О каком времени повествует автор?

  2. Каким открывается это прошлое через фотографию? Скажите в общих чертах.

4. Какое отношение к фотографии, как к форме запечатления жизненного
мгновения, в Вашей семье?

III. Обратимся к самому произведению.

  1. Что вспомнил рассказчик, глядя на фотографию?

  2. О ком мы узнаём?

IV. Обратимся к характеру главного героя рассказа.



  1. Что он за человек? На основании каких фактов мы о нём судим? Подтвердите словами из текста («Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что всё могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги… Плюхнулся я возле лавки на пол»).

  2. Как характеризуют героя его размышления о мире растений? («Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства — расцветания…»).

  3. Какая картина жизни родилась в его воображении?

  4. Как через художественные детали эта картина предстаёт перед нами?

5. Какие части речи помогают конкретно представить точность этой картины (проникнутся, найдут, возникнет, двинется, набухнет, замрёт, сотворить; накапливая, разворачиваясь, опережая; бледно-зеленая, тёмная зелень).

V. Обратимся к образу учителя.

  1. Почему главным для повествователя является образ учителя? Докажите это.

  2. Что Вы можете сказать о характере учителя? («…печальные и оттого
    необыкновенно добрые глаза…», «… как только он умел улыбаться, — вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно»).

  3. Как жители деревни относились к учителю? Найдите в тексте.

  4. Какова была заслуга учителя в послевоенное время? («… в школе появились карандаши, тетради…, …выхлопотал и привёз учебники…»).

  5. За что любили и уважали учителя ребята?

  6. Каким запомнил главный герой рассказа своего друга и наставника?
    («… вежливого, застенчивого, по всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников…»).

  7. Какую роль играет учитель в жизни человека?

  8. Считаете ли Вы учителя своим другом?

  9. Как Вы думаете, способен ли учитель сейчас стать частицей Вашего сердца, «раствориться» в Вашей памяти?

VI. Завершение урока.

  1. Вывод учителя.

  1. Как Вы понимаете конец рассказа: «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная история»?

  2. Как изменилось Ваше отношение к фотографии после чтения рассказа?

Домашнее задание:

Привести в порядок семейные фотографии, расспросить родителей
об их истории и написать сочинение-миниатюру об одной из фото
графий: «Фотография моей семьи», «…моего друга», «…моего

класса» и т.п.

— Написать сочинение «Наша семья в фотографиях», «Наша страна в фотографиях» и т.п.






















Свежие документы:  Сочинение на тему «Романы Б. Акунина и классическая традиция»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: