Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
С. Новодевичье м.р. Шигонский
Самарской области
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ.
Тема: «Рассказ В.П.Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»»
Автор: Прохоров Василий Петрович,
учитель русского языка и литературы
Тема урока:
Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:
— раскрыть смысл повествования: осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом;
осмыслить философское содержание рассказа;
научить распознавать содержание художественной детали.
Оформление урока:
Фотографии семейных альбомов учащихся, портрет В.П. Астафьева, книги В.П.Астафьева.
Тип урока: урок развивающего обучения.
Подготовка к уроку:
Прочитать рассказ и подумать над его смыслом.
Попытаться ответить на вопрос: какую роль в жизни человека, семьи, государства, мира играют фотографии?
Есть ли у Вас в семье альбом фотографий?
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Анализ рассказа по вопросам:
1. О чём этот рассказ?
О каком времени повествует автор?
Каким открывается это прошлое через фотографию? Скажите в общих чертах.
4. Какое отношение к фотографии, как к форме запечатления жизненного
мгновения, в Вашей семье?
III. Обратимся к самому произведению.
Что вспомнил рассказчик, глядя на фотографию?
О ком мы узнаём?
IV. Обратимся к характеру главного героя рассказа.
Что он за человек? На основании каких фактов мы о нём судим? Подтвердите словами из текста («Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что всё могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги… Плюхнулся я возле лавки на пол»).
Как характеризуют героя его размышления о мире растений? («Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства — расцветания…»).
Какая картина жизни родилась в его воображении?
Как через художественные детали эта картина предстаёт перед нами?
5. Какие части речи помогают конкретно представить точность этой картины (проникнутся, найдут, возникнет, двинется, набухнет, замрёт, сотворить; накапливая, разворачиваясь, опережая; бледно-зеленая, тёмная зелень).
V. Обратимся к образу учителя.
Почему главным для повествователя является образ учителя? Докажите это.
Что Вы можете сказать о характере учителя? («…печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза…», «… как только он умел улыбаться, — вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно»).
Как жители деревни относились к учителю? Найдите в тексте.
Какова была заслуга учителя в послевоенное время? («… в школе появились карандаши, тетради…, …выхлопотал и привёз учебники…»).
За что любили и уважали учителя ребята?
Каким запомнил главный герой рассказа своего друга и наставника?
(«… вежливого, застенчивого, по всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников…»).
Какую роль играет учитель в жизни человека?
Считаете ли Вы учителя своим другом?
Как Вы думаете, способен ли учитель сейчас стать частицей Вашего сердца, «раствориться» в Вашей памяти?
VI. Завершение урока.
Вывод учителя.
Как Вы понимаете конец рассказа: «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная история»?
Как изменилось Ваше отношение к фотографии после чтения рассказа?
Домашнее задание:
— Привести в порядок семейные фотографии, расспросить родителей
об их истории и написать сочинение-миниатюру об одной из фотографий: «Фотография моей семьи», «…моего друга», «…моего
класса» и т.п.
— Написать сочинение «Наша семья в фотографиях», «Наша страна в фотографиях» и т.п.