А.Н. Володина
Володина Анна Николаевна,
Перовский УВК «общеобразовательная школа I—III ступеней-гимназия»,
учитель русского языка и литературы
Литература, 6 класс
Тема урока: Р. Бредбери. «Улыбка». Выражение стремления автора уберечь
людей от зла и опасности на земле. Мечта о победе добра и
человечности.
Цели урока: ознакомить учащихся с содержанием рассказа «Улыбка»;
развивать навыки анализа текста, пересказа, осмысленного
выразительного чтения, умение определять тему и
идею художественного произведения;
воспитывать бережное отношение к духовным и культурным
ценностям человечества, чувство ответственности за
происходящее на Земле.
Оборудование: репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда», ноутбук (презентация), проектор
Межпредметные связи: изобразительное искусство (Леонардо да Винчи
«Джоконда»)
ХОД УРОКА
Организационный момент. Отметить отсутствующих
Добрый день, ребята. Сегодня у нас второй урок по творчеству Р. Бредбери. И нам очень нужны будут ваши знания, полученные на предыдущем занятии.
Проверка домашнего задания.
Проверим вашу готовность. Предлагаю разбиться на пары и ответить друг другу на вопросы, которые вы видите на экране.
Ответить на вопросы, сверить свои ответы с правильными (слайд 1):
-Кого из писателей Р. Бредбери считает своими учителями?
-Почему Рей Дуглас Бредбери стал писателем-фантастом?
-Какое событие изменило его отношение к научно-техническому прогрессу?
-Какие проблемы волнуют писателя-фантаста?
Сверим ваши ответы с правильными. Кто не допустил ни одной ошибки?
Итак, я вижу, что вы готовы к уроку.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня нам предстоит познакомиться с содержанием рассказа Р. Бредбери «Улыбка» и проанализировать его. Надеюсь, что в конце урока мы сможем ответить на вопрос «Можно ли назвать данный рассказ фантастическим?»
Актуализация знаний.
Итак, начинаем работу. Как я уже сказала, рассказ называется «Улыбка».
-Что такое улыбка? (слайд 2)
-Когда человек улыбается? (слайд 3)
-Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
-Каким настроением он будет пронизан?
5. Работа по теме урока.
5.1. Чтение учителем (или подготовленным учеником) рассказа.
5.2. Вопросно-ответная беседа с элементами цитирования.
-Оправдался ли ваш прогноз о содержании рассказа? (нет, лишь формально он об улыбке);
—Какова тема этого рассказа? (об уничтожении «Джоконды»);
-С каких слов мы понимаем, что ошиблись в предположении? Прочитайте эти строчки («Нигде не было огней», «среди разбитых зданий», «клочьями висел туман»; «Красные в цыпках руки», «грязная, из грубой мешковины, одежда»);
-Какое чувство у вас вызывает начало рассказа? (угнетающие);
-Какие детали подтверждают, что мир, в котором живут герои рассказа, рушится? («треснувшие чашки», «ржавая кастрюля», «не…настоящий дождь», «разваленная взрывом каменная стена»);
-Что собирается делать «длинный ряд мужчин и женщин»? (разорвать картину);
-Как настроены люди? (решительно и воинственно);
-Почему они ненавидят цивилизацию? (цивилизация привела их к тому образу жизни, который они сейчас ведут) (слайд 4) ;
-Все ли люди, стоящие в очереди, одинаково относятся к цивилизации? (нет);
-Кто выделяется в этой толпе? (мальчик Том);
-Какое слово в рассказе употреблено в непривычном для нас значении? (праздник, слайд 5);
-В каких праздниках участвовал Том?;
-Почему мальчик не плюнул в картину? (картина поразила его своей красотой);
-Что поразило его? Подтвердите свои мысли текстом («Том замер…она красивая»).
Рассмотрите репродукцию картины (слайды 6-7).
-Согласны ли вы с Томом?
-Как вы думаете, почему улыбка Джоконды оказала такое потрясающее воздействие на маленького героя?
-Как происходит расправа над картиной?;
-Как Р. Бредбери называет это действо? Что это такое? («свистопляска», слайд 8);
-Что осталось у Тома на память от картины? (кусочек картины с улыбкой Джоконды);
-Почему слово «Улыбка» написано с большой буквы? (Улыбка-действующее лицо рассказа);
-Есть ли у Тома надежда на то, что в жизни будут перемены к лучшему? Докажите своё мнение цитатой;
-Верите ли вы, что эти перемены к лучшему действительно будут? (да, ведь Том – мальчик, молодое поколение, он думает и поступает не так, как толпа);
6. Закрепление.
6.1. Вопросно-ответная беседа.
-Что значит для современного человека уничтожить «Джоконду»?
-Чем грозит человечеству уничтожение культуры? (гибелью, разрушением).
Сформулируйте идею рассказа «Улыбка» и запишите её в тетрадь (слайд 9).
Так можно ли считать данный рассказ фантастическим? (отчасти, да. в рассказе описывается то, чего нет и не было…но, возможно, будет).
6.2.Рассказ учащегося.
Трагическая судьба картины (индивидуальное опережающее задание)
6.3.Просмотр видеофрагмента.
Домашнее задание.
Подберите примеры, показывающие положительное и отрицательное воздействие научно-технического прогресса на окружающий мир или найдите фотографии, иллюстрирующие это.
Рефлексия.