Конспект урока по литературе, 7 класс
Тема: H.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.
Цель деятельности учителя: познакомить с жизнь и творчеством Н.В.Гоголя, дать понятие о повести, познакомить с историй создания повести «Тарас Бульба».
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: научиться выявлять характерные художественные приемы повествования.
2. Метапредметные:
— коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
— регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
— познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
3. Личностные: формирование мировоззренческих понятий. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Россию, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | — Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
| Актуализация знаний (мотивация к деятельности) | — На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Тест «Жизнь и творчество А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова»: 1. Годы жизни А. С. Пушкина: а) 1799 г.-1837 г.; б) 1800 г.-1825 г.; в) 1789 г.-1985 г. 2. Кто из перечисленных поэтов не был лицейским другом А.С. Пушкина: а) А.А. Дельвиг; б) В.К. Кюхельбекер; в) М.Ю. Лермонтов. 3. Кто из литературных деятелей XIX века оказал значительное влияние на формирование таланта А.С. Пушкина? а) В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков; б) М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин; в) Г.Р. Державин, В.Г. Белинский. 4. Найдите произведение А.С. Пушкина, которое не относится к циклу «Повести Белкина»: а) «Выстрел»; б) «Станционный смотритель»; в) «Метель»; г) «Гробовщик»; д) «Дубровский». 5. Какая библейская легенда нашла отражение в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? а) сказание об обрах; б) легенда о блудном сыне; в) легенда о сеятеле. 6. А.С. Пушкин родился…: а) в Москве; б) в Санкт – Петербурге; в) в Михайловском; г) в Болдино. 7. Автором какого произведения не является А.С. Пушкин? а) «Евгений Онегин»; б) «Песнь о вещем Олеге»; в) «Повесть временных лет». 8. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей описан в произведении А.С. Пушкина «Полтава»? а) Екатерина Великая; б) Петр Первый; в) Иван Грозный. 9. Годы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова: а) 1814 г.-1841 г.; б) 1824 г.-1849 г.; в) 1799 г.-1837 г. 10. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется реальная символика, олицетворяющая свободу? а) «Парус»; б) «Бородино»; в) «Поэт». 11. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший А.С. Пушкина?» а) «Поэт»; б) «Смерть поэта»; в) «Журналист, читатель и писатель». 12. М.Ю. Лермонтов родился…: а) в Санкт-Петербурге; б) в Москве; в) в Тарханах; г) в Пятигорске. 13. Определите средства изобразительности и соотнесите художественные приемы (антитеза, звукопись, сравнение, метафора): 1. «Под ним Казбек, как грань алмаза…» 2. «Чернея на черной скале…» 3. «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…» 4. «В пространстве брошенных светил…» 5. «Тучки небесные, вечные странники!» 6. «Но светлая слеза – жемчужина страданья…» 7. «Русалка плыла по реке глубокой…» 8. «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она». КЛЮЧИ: 1. А 2. В 3. Б 4. Д 5. Б 6. А 7. В 8. Б 9. А 10.А 11. Б 12. Б 13. 1 — сравнение 2 – звукопись 3 – антитеза 4 – метафора 5 – метафора 6 – антитеза 7 – звукопись 8 — сравнение | Включились в учебную деятельность.
Индивидуальная работа учащихся над тестом «Жизнь и творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова». Взаимопроверка теста и выставление оценок. |
| Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для учащихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) | — Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изчкнию жизни и творчества Н.В.Гоголя. — Глядя на нашу записанную на доске тему, какие цели вы поставите перед собой на урок: 1. Углубить знания о биографии и творчестве Н.В. Гоголя. 2. Познакомиться с исторической основой повести «Тарас Бульба». 3. Познакомиться с понятием «повесть». 4. Узнать о героических, гражданских мотивах в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества. | Обсуждают цели урока, которые ставят перед собой. |
| Открытие нового знания | — Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития. Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги. – Какие произведения Гоголя вы читали? ПРИЛОЖЕНИЕ №1 БИОГРАФИЯ Н.В.ГОГОЛЯ. — Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит повесть «Тарас Бульба». — «Тарас Бульба» (1835 г.) – результат серьезного увлечения Н.В.Гоголя историей. Повесть имеет две редакции (два варианта текста). Впервые вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Гоголь считал «Миргород» своеобразным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что содержанием сборника по-прежнему служила история украинского народа. Но в 1842 году о в 1842 году Н.В.Гоголь переработал текст повести. Стало значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, увеличен объем батальных сцен. Во второй редакции использовались исторические источники – летописные, а не только народные песни. Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА» — Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью. О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба». — Найдите в тексте I главы повести черты исторического времени действия, воссозданной автором на основе действительных источников. — Каков лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей? — Обратим внимание на модельный и глагольный ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия (она не была первобытной в научном значении этого слова), неукротимая, широкая и т.д. — Это время – время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества человека, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, помогающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым. — В связи, с чем в повествовании автор позволяет широкое отвлечение на историческую тему? — Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь выдвигает соответствующих личностей — сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Человек, закаляя свой характер, становится решительным в боя, защищая Родину. — Как вы думаете, реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий? — Образ и характер – это одно и тоже? — Каков был замысел Н. В. Гоголя при создании повести «Тарас Бульба»? — Главным образом в этой системе является кто? — Кто дополняет идеальное представление автора о казаке? — Эти три образа составляют ядро, единство, дополняя друг друга. — Кто еще помогает раскрыть качества национального характера? — Запорожцы в повести описываются как товарищество, как единое целое. Где это проявляется наиболее ярко? — Гоголь выделяет и отдельные образы, воплощающие ту или иную мысль. Найдите в тексте эти отдельные образы и подумайте, почему они выделены? — Чтобы все эти качества проявились, нужны «противовесы» — образы врагов. Выделяет ли Гоголь конкретно отдельных ляхов, как он выделяет запорожцев? — Почему нет? — Что ляхи враги — как определяется? — Кто еще показан в повести индивидуально? — Это образ или просто персонаж для сюжета? Она тоже образ врага или нет? — Еще женские образы в повести есть? — Почему у матери нет имени? Как ее называет Тарас? — Татарка — это образ или нет? — Еще кого из людей можно включить в систему образов? — Кто такой Янкель? Он характер или тип? Какую мысль он воплощает? — Но образы бывают и другими. Прочтите отрывок, начиная со слова «Площадь …» — Какой образ рисует Н. В. Гоголь? — Какую мысль воплощает автор в образе этой толпы? — Есть в повести еще два образа, которые прямо работают на идею автора о национальном самосознании, подчеркивают важные качества русского народа. Какие это образы? — Что главное в образе запорожской степи? — Найдите описание Днестра. Какова идея этого образа? Почему Гоголь этой картиной заканчивает повесть? — Почему вводятся описания степи, реки, другие пейзажные зарисовки? — Можно ли отнести автора к образам? — Вот какая картина сложилась у нас при рассмотрении системы образов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Смотреть в приложении № 3. — Зачем важно понимать и представлять систему образов? — Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. — Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело. — Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека родине, товарищам навсегда остаются в памяти поколений. О них пишут стихи, поют песни, их подвиг повторяется в следующих поколениях. | Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя о биографии Н.В.Гоголя, основные моменты записывают в тетрадь. Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся слушают рассказ учителя, основные моменты записывают в тетрадь. Учащиеся слушают рассказ учителя. Зачитывают отрывок из повести: «…тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, — и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход — воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкатъ в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня». Высказывают свою точку зрения. Читатель начинает понимать характер главного героя, особенности его отношения к основным жизненным ценностям. — Это собирательные образы. — Нет, образ – это мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это уже качество этого конкретного лица. — Это повесть о национальном самосознании, национальном характере. — Тарас Бульба. — Остап и Андрий. — Запорожцы. — Когда слушают речи. — Пьяный казак — образ вольницы, Кирдяга — образ демократичности, Кукубенко — образ мужества и смелости, Бовдюг — образ мудрости, Мовсий Шило — образ чести и доблести. — Нет. — Это для автора не главное, важно, что есть враги. — По вере – они басурманы. — Панночка. — Панночка не является отрицательным героем — любовь не может быть отрицательной. Образ панночки несет идею права человека на личную жизнь вне политики, кроме любви к родине у человека может быть и другое очень сильное чувство – любовь к женщине. — Образ матери. — Стара. Мать в повести – это обобщенный образ всех матерей и жен. — нет. — Янкеля. — Н В. Гоголь этим образом подчёркивает, что евреи — люди вне Родины, вне идеи. Они везде свои и всем нужны, но в то же время и чужие для других народов. Их идея — деньги, нажива. Интересный образ «жида» дает Н. В. Гоголь, но надо сказать, что он хоть и постоянно подчеркивает презрение козаков к жидам, но сам снисходительно относится к своему персонажу и не рисует его черными красками. Янкель — вполне симпатичный и полезный для героев повести человек. Учащиеся зачитывают отрывок. — Образ толпы. — Дикость и варварство народа, идущее из глубины веков, — требование кровавых зрелищ. Гоголь явно осуждает эти качества и, изображая так выразительно публичную казнь и интерес к ней толпы, показывает себя гуманистом. — Степь и Днестр. Зачитывают отрывки с описанием степи днем и вечером. — Река – символ продолжения жизни. — Создать образ Родины и передать авторскую позицию. — Да. Записывают в тетрадь. Если правильно определить систему образов, то всегда будет легче понять литературное произведение. |
| Рефлексия | — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» Я оцениваю свои знания…..потому что… | По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Заполняют бланк самооценки. |
| Домашнее задание | Читать главы X, XI, составить к ним план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву». | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
13