Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Терса»
Вольского района Саратовской области
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе
Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
подготовила
учитель начальных классов
Антропова Людмила Александровна
с. Терса
2014г.
Тема урока : Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Тип урока : Изучение новой темы.
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о сказках Г.Х. Андерсена; продолжить формирование умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку; воспитывать интерес и любовь к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать про себя в процессе изучающего чтения; находить и различать средства художественной выразительности в авторской сказке; получат возможность научиться ориентироваться в тексте; подтверждать свои выводы текстом.
Метапредметные УУД:
Познавательные: произвольно строят устные высказывания с учётом учебной задачи.
Личностные: демонстрируют интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок, былин и преданий
В мир жизни реальной, мир науки и знаний.
II.Актуализация знаний.
-Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?
На слайде дан текст, в котором пропущены слова.
Слайд: Родился в ________________________ в городе Оденсе. Отец ________________, мать__________. В 15 лет с несколькими талерами отправился в ___________ искать счастья.
Он хотел стать _____________. Слава пришла к Андерсену в ________________.
(Ответы: 1805 году, сапожник, прачка, Копенгаген, актёром, 25 лет)
III. Введение в тему.
-Дело было зимой. У маленького Андерсена не было зимних башмаков, он сидел дома и сочинял истории о доблестных рыцарях. Иногда он нагревал медную монету на печке и прикладывал её к заледенелому стеклу. Лёд под монетой таял, и маленький Андерсен через прозрачный кружочек мог видеть, что происходит на улице. И вот однажды, наблюдая за происходящим на улице, он сказал своей маме : « Мама ! Смотри, какие красивые узоры на окне. Видишь? Тут женщина в белом платье, у неё на голове корона, и она протягивает ко мне руки».Мать ответила на это: «Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому, разъезжает в своих хрустальных санях, заглядывая в окна! Увидишь, это не к добру».
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке……. (Снежная королева)
IV. Объявление темы и постановка целей урока.
-« Снежная королева» -первая большая по объёму сказка Андерсена
-Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка?
— Чем похоже начало сказки на народные сказки, а чем отличается?
V.Чтение учащимися по цепочке. (Стр67-70 хрестом.)
VI. Освоение нового материала.
Тест «Внимательный читатель»
Выберите правильный ответ.
Какое слово выкладывал Кай из льдинок во дворце у Снежной королевы?
а)Снежинка; б) вечность в) зима.
2.Кто охранял разбойничий замок?
а)Богатыри; б)снеговики; в) бульдоги.
3.Что из вещей Герды оставила себе разбойница?
а)Муфту; б) шапку; в) шубку.
4. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы?
а)Кошка; б) собака; в) ворон.
5. Оружие маленькой разбойницы:
а)Лук; б) меч; в) нож.
6. Какой волшебный предмет попал к Каю в глаз?
а)Соринка; б) льдинка; в) песчинка.
7. Какой волшебный предмет смастерил злой тролль.
а)Зеркало; б) ножницы; в) фонарик.
8.Куда обещал Кай посадить Снежную королеву?
а)В огонь; б) на печь; в) на плиту.
9. То кого Герда узнала, Что Кай у Снежной королевы?
а)От скворцов; б) лебедей; в) голубей.
Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в.
VII. Беседа.
-Как вы понимаете концовку сказки?( Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего – то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа ,и люди, человек обязательно достигнет своей цели.)
-Какое участие принимает природа в развитии сюжета? ( Мир радостный и цветущий природы – вольные птицы, деревья, реки, прекрасные цветы и животные – символ жизни и цветения. Цветы, птицы и быстрый олень помогает Герде найти Кая. Это роднит сказку Андерсена с русскими народными сказками и сказками других народов)
-Какие эпизоды сказки «Снежная королева вам понравились больше всего? ( Зачитывают эпизоды).
-Кто является настоящей героиней этой сказки? ( Герда. У неё есть всё, чего лишена Снежная королева : доброе сердце и величайшая самоотверженность)
Вывод: «Добро, Истина и Красота побеждают!» — как бы говорит своей сказкой Андерсен.
VIII. Итог урока.
-В чём необычная сила сказок Г. Х. Андерсена? Что главное в сказках Г. Х. Андерсена?
Чему посвятил свою жизнь Г. Х. Андерсен? Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?
IX. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной сказке.
Памятка №1.
1.Какое произведение понравилось?
2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему?
3.Назовите положительного героя?
4.Чем понравилось это произведение?
Памятка №2
1.Какое произведение понравилось?
2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал?
3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?
4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?
5.Чем понравилось это произведение?
Список использованной литературы
Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс : Учебник Хрестоматия . – М: Академкнига/ Учебник. 2014г.
Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс : методическое пособие для учителя. – Издательство «Учитель» 2013г.