Можно ли назвать роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» произведением о становлении личности человека?
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — уникальное в своем роде литературное произведение. В сюжете нет ничего лишнего, все между собой взаимосвязано. Значит, роман можно назвать «учебником жизни»: многие проблемы, затронутые в нем, актуальны и сегодня; в произведении представлен процесс взросления людей – Петра Гринева и Марии Мироновой.
Итак, каким мы знаем Петра Андреевича до приезда в Белогорскую крепость? «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с другими мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут все переменилось»,— пишет Пушкин от лица юноши. Действительно, прошлой жизни Петруши пришел конец, отец решает отправить его в армию. И куда должен был попасть мальчик! В сам Семеновский полк! В голове молодого человека «мысль о службе сливалась с мыслями о свободе…», поэтому, несмотря на то что отец отправляет сына в Оренбург, а не в столицу (что сначала разочаровало Петрушу), герою нельзя было не «почувствовать вкус жизни петербургского офицера». По дороге в крепость Гринев знакомится с ротмистром Зуриным, который «научил» молодого военного игре в бильярд, причем на деньги, распитию хмельного—« всему тому, что должен уметь офицер». Герой очень весело воспринимает «урок», по-юношески бесшабашно относится к себе и к своему окружению—не раз ему доводится ругать Савельича, своего слугу, за то, что тот не исполняет своих обязанностей «так, как нужно хозяину». В этом проявляется юношеский максимализм Гринева, как говорят сейчас.
Но за время службы герой меняется в характере. Сначала он влюбляется в Марью Ивановну, капитанскую дочку, а затем ему приходится бороться с Пугачевским восстанием. Постепенно, «методом проб и ошибок», юноша становится зрелым воином, способным на равных разговаривать с Пугачевым, биться за правое дело, и самое главное—не предавать.
Как же Пушкину удалось так ярко показать процесс становления личности в романе? Во-первых, герои произведения своими характерами похожи на настоящих людей. В книге нет исключительно «плохих» и «хороших» персонажей, каждый может (пусть даже по ошибке) совершить как положительный, так и отрицательный поступок. Точно так бывает и в жизни. Поэтому читатель, сравнивая себя и Гринева, явственно представляет процесс становления личности.
Во-вторых, мне кажется, описать «взросление» героев было одной из целей Пушкина при создании романа. Автор много внимания уделяет образу Гринева, чтобы показать, что делает герой и как в его поступках проявляется основная черта его характера— неспособность предать. Трудно поверить, но мальчишка, представлявший военную службу весельем, превратится в настоящего патриота, значит, что-то изменилось в личности героя или она выросла по сравнению с более ранним периодом жизни.
В заключение можно сказать, что роман Пушкина «Капитанская дочка» — произведение о становлении личности. И для того чтобы книга предстала пред читателем в таком качестве, автор делает героев похожими на настоящих людей.
Мауров Евгений, ГБОУ СОШ № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга, 8 «Б» класс.