Конспект урока литературы на тему «Новый сказочный ковёр»

Деева О.И.

воспитатель

МДОУ №460

г. Челябинск

Конспект урока литературы на тему


«Новый сказочный ковёр»


Цель: грамматический строй речи: подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде, числе, образовывать сложные слова;

словарь: расширять запас слов, обозначающих признаки предметов;

звуковая культура речи: внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания;

учить преодолевать инерцию мышления, связанную с объектом, развивать воображение, творчество.

предварительная работа: д/и «Расскажи, какой?», д/и «Новый карандаш», чтение р/н сказки «Царевна лягушка».

оборудование: иллюстративный материал к сказке «Царевна лягушка», мольберт, бумага для рисования, фломастеры.


Ход:

— Отгадайте, из какой сказки иллюстрации, которые я вам покажу.

Воспитатель по одной выставляет иллюстрации, дети угадывают название сказки.

— Правильно, «Царевна лягушка». О каких эпизодах сказки можно рассказать по этим иллюстрациям?

Дети вспоминают основные события сказки.

— Придумайте, как можно назвать каждую иллюстрацию одним словом.

Например: «Стрела», «Пир», «Лягушка».

— Чем питается лягушка? Правильно, насекомыми. Какими? (комарами, мухами) Вы сейчас превратитесь в лягушек, а я буду комаром.

Дидактическое упражнение «Лягушки и комар»: дети выполняют артикуляционное упражнение «Чашечка». Пока воспитатель тянет звук «з», дети удерживают язык в этом положении, как только звук прекращается, дети выполняют артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Далее комаром становится самая быстрая «лягушка» — ребёнок. Игра проводится 3 – 4 раза.

— Кто из вас самый внимательный? Сейчас мы проверим. Вы закроете глаза, потом откроете и скажите, что изменилось.

Дидактическая игра «Что изменилось?»: воспитатель меняет иллюстрации местами, дети должны сказать, какие две изменили своё положение.

— Помните, мы с вами придумывали новый карандаш? Давайте сегодня придумаем новый ковёр. Такой, какого ещё не было ни в одной сказке. Но сначала подумайте, что можно рассказать о простом ковре, вот об этом, в нашей группе? Для чего нужен ковёр (красота, удобство, тепло, прикрывает пол, украшает группу)? Из чего состоит ковёр (основа, шерстяной или нитяной ворс)? Где живёт (в групповой комнате)?

А теперь мы придумаем новый сказочный ковёр. Для этого назовите два любых слова из сказки (например: цветок, лягушка).

— Цветок, какой (красивый, ароматный, разноцветный, сказочный, съедобный)?

Называется не менее пяти прилагательных. При затруднении воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы типа: «Если от него исходит аромат, то он какой?»

— Лягушка, какая она (зелёная, болотная, квакающая, гладкая, большеглазая)?

Свежие документы:  Педагогический совет «Развитие основ методологической культуры исследования у школьников в контексте требований ФГОС нового поколения» 20 декабря 2013 год

Называется не менее пяти прилагательных. При затруднении воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы типа: «Если у неё большие глаза, то она какая?»

— Вот сколько слов мы придумали. Примерим эти слова к слову «ковёр», а так как ковёр у нас сказочный, то он может быть каким угодно.

— Я буду называть слова, а вы скажите, может быть таким сказочный ковёр, и как это может получиться.

Воспитатель называет объект и по очереди «примеривает» к нему прилагательные, подобранные к словам «цветок» и «лягушка» Например:

— Ковёр съедобный – это как? Ковёр большеглазый – это как?

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает своё объяснение.

В заключении подводится итог: перечисляются наиболее интересные и понравившиеся детям модели сказочного ковра.


Примечание:

Примеры, приведённые в конспекте, являются лишь возможными вариантами. Дети могут назвать любые другие слова, игра с которыми проводится по приведённому выше алгоритму.

Прилагательные, подобранные детьми обязательно фиксируются или воспитателем на листе бумаги, расположенном на мольберте или детьми: каждый на своём листе пиктограммами.

Во время беседы о ковре, системный оператор рисуется воспитателем или нет в зависимости от цели занятия.


Анализ проведённого занятия

Детьми были выбраны слова «курица», «книга».

«курица» — пёстрая, пушистая, белая, клюющая, гладкая.

«книга» — толстая, картонная, нужная, математическая, старая.

При «примеривании» получился ковёр: пёстрый, пушистый, клюющий (если его обижают или хотят забрать у хозяина, он может клеваться), толстый, картонный (полученный волшебным рисованием на картоне), нужный, математический (с встроенным калькулятором).

После занятия детям было предложено нарисовать новый сказочный ковёр и по желанию придумать свой собственный, не такой как на занятии. Были придуманы ковры: лакающий (питающийся молоком), самоподметающийся (у этого ковра были нарисованы две руки: в одной руке веник, в другой – совок).




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.Н. Шустерман «Новые приключения Колобка» «Педагогика – пресс» Москва 1993год..

  2. М.Н. Шустерман «Поваренная книга воспитателя» Норильск 1994год.








Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: