Московская область, город Чехов-2
ФГДОУ Детский сад № 2 «Сказка»
Конспект урока литературы на тему
«Позолоченная прялица»
Музыкальный руководитель
Климова Галина Валерьевна.
Чехов.
Звучит аудиозапись «Пение птиц» /из цикла «Звуки природы»/
Из домика выходят три девочки в русских народных костюмах. Они садятся на скамейку перед домиком и начинают «заниматься рукоделием»: 1-я девица – прядет, 2-я девица – вяжет, 3-я девица – вышивает.
ПЕСНЯ «Позолоченная прялица» /дети имитируют процесс рукоделия и поют 1-й куплет/.
1-я девица – Не ленились, не печалились,
Вот с работой и управились!
2-я девица – По-весеннему настало солнцу греть,
Скучно стало на скамеечке сидеть!
3-я девица – А давай ребят веселых позовем,
На полянке потанцуем, попоем!
1-я девица – Красны девицы
Да добры молодцы!
2-я девица – Засиделись, поди
По избам-хатам своим!
3-я девица – Приглашаем всех
На широкий двор –
ДЕВИЦЫ /хором/ — Песни-пляски плясать!
Весну-красну встречать!
Дети располагаются врассыпную по залу, в руках – детские русские народные инструменты /свистульки, деревянные ложки, бубенцы, колокольчики, бубны, трещотки и т.д.
ОРКЕСТР «Тимоня» русская народная мелодия.
Дети не расходятся, а с места читают русские народные заклички.
1-я закличка – Заря-заряница,
Красная девица,
Возьми золотой жгут,
Гони птиц с огорода на луг –
На дуб, на осину,
На самую вершину!
2-я закличка – Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Дай нам солнышко,
Красно-ведрышко!
3-я закличка – Дождик, дождик, пуще!
Едет Ваня с гущей.
Задел за кочку –
Пролил гущи бочку.
Задел за пенек –
Простоял весь денек!
4-я закличка – Туман, туман!
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
Не садись на ворота!
ДЕТИ /хором/ — А у нас не ворота,
У нас новый плетень!
ИГРА «Плетень» /музыка по выбору музыкального руководителя/.
Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга держась крепко за руки.
1 часть музыки – шеренги движутся шагом навстречу друг другу и обратно расходятся на исходное место.
2 часть музыки – дети двигаются поскоком /можно бегом/ врассыпную, но с концом музыки обе шеренги должны построиться на исходных позициях держась крепко за руки.
Дети перестраиваются в круг.
ХОРОВОД «Веснянка» /по выбору музыкального руководителя/.
Дети садятся на места.
РЕБЕНОК – Что-то грустно нам
Без весны петь да играть.
Давайте все вместе
Весну зазывать!
ДЕТИ /хором/ — Весна-красна, покажись!
К нам в гости скорее явись!
Выходит Весна /эту роль играет взрослый/ в русском народном костюме.
ВЕСНА – Здравствуйте, милые ребятки! Слышу, в гости меня зовете!
РЕБЕНОК – Мы тебя, Весна,
Давно в гости зовем.
От тебя, красна,
Подарочки ждем:
Голубое небо,
Звонкие ручьи,
Зелены поляны,
А на них – цветы!
ВЕСНА – Интересно-интересно! Подарки они от меня ждут…
Подарки – заслужить надо. Вы трудиться умеете?
ВЕДУЩИЙ – Наши ребята – не ленивы, все – трудолюбивы! Они хорошо занимаются и друг другу помогают. Даже знают, какую работу весной в полях выполняют.
ДЕТИ – с места говорят, что перекапывают землю, сеют семена, выпалывают сорняки, ставят пугало, чтобы отпугивать птиц от посевов и т.д.
ВЕСНА – А ягоды в лесу, в огороде собирать умеете? Тогда пошли хоровод водить про калину-малину!
ХОРОВОД «На горе-то калина» русская народная мелодия/1-я подгруппа детей/.
ВЕСНА – А про мою любимую березку тоже спойте!
ХОРОВОД «Земелюшка – чернозём» русская народная мелодия/2-я подгруппа детей/
ВЕСНА – Дети, вы знаете, что людям трудно работать в поле. В этом им стали помогать машины-великаны: комбайны, трактора, сенокосилки, сноповязалки… А вот, сломается машина, что делать?
ДЕТИ /хором/ — Починить!
ВЕСНА – Правильно. Только одними руками человеку трудно справиться с починкой металлической машины. Издавна в деревнях строили кузницы, чтобы чинить предметы из металла. А как зовут человека, который работает в кузнице?
ДЕТИ /хором/ — Кузнец!
ВЕСНА – Кузнецы были уважаемые работники на селе! А вот они, сами к нам идут.
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «Во кузнице» русская народная песня.
ВЕСНА – Какие веселые у нас кузнецы. Русский народ любил петь, танцевать да в игры веселые играть. Я хочу поиграть с вами в игру «Гуси-лебеди».
ИГРА «Гуси-лебеди» /Дети выстраиваются в две шеренги: «гуси» и «дети», выбирают «волка».
Дети – Гуси-гуси,
Гуси – Га-га-га!
Дети – Есть хотите?
Гуси – Да-да-да!
Дети – Ну, летите.
Гуси – Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Дети – Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
ВЕСНА – Ой, про птиц мы забыли! Они летят к нам с юга, торопятся…
Каких вы птиц перелетных уже встречали на улице?
ДЕТИ – отвечают с места кто каких птиц уже встречал, например – грачей, скворцов.
ВЕСНА – Слышите, они уже запели свои весенние песни! Пошли на прогулку, посмотрим, послушаем их!
Дети под аудиозапись «Пение птиц» уходят из зала на прогулку.
Используемая литература:
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006г.
Комиссарова Л.Н. Ребенок в мире музыки. – М.: Школьная Пресса, 2006г.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.