Конспект урока литературы А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады и её творческое переосмысление. (7 класс)

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады и её творческое переосмысление.  (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов».

 Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;

  • углубить представление об особенностях жанра баллады;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.


Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. За окном сентябрь. Осень в этом году наступила точно по расписанию: задождило, стало прохладнее. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку былины.

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний
















Постановка учебной цели.


Проверка Д/З


— Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни…» М.Ю.Лермонтова


— Вспомните определение баллады.

— Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?


— Целая плеяда русских поэтов XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

— С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?


— Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.


— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?


— Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.



Чтение наизусть отрывков из «Песни…»



Дают определение баллады


Отвечают на вопросы










Формулируют тему



Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Расширение знаний учащихся








































































Физкультминутка

Слово учителя. (презентация)Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем вXIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование.А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.

В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.

Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

  1. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого


— Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.


Сообщение.(презентация)

В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался ,подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.


исторический комментарий.

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал , что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.


— Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов», анализ.



Слушают учителя
































Пересказывают статью



Читают, анализируют



Слушают сообщения учеников


































Выполняют физ-минутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление изученного материала







Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам учебника

-В чём сходство и чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?


-Что называют балладой? (Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие)


-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
-Какая история рассказана в балладе?


-Назовите героев произведения.
-Что мы узнаем о князе Курбском?


-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?


-Как автор относится к Курбскому?


-Что задумал Курбский в Литве?


-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?


-Каким показал себя царя Ивана Грозного А. К. Толстой?
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся?


-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного. Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне о купце Калашникова…»?


-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим


-Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?


-Как царь относится к Шибанову?


-Похож ли Шибанов на Калашникова?


-Что его роднит с купцом? В чём его отличие от купца?
-Ещё один персонаж- рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?


-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?


-Присутствует ли в них вымысел?




Отвечают на вопросы






Работают в группах



Аналитическая беседа

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.





Восстановление текста (слайд 7, 8)


-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

— Мне было интересно __________

— Актуальность сюжета баллады заключается в __________

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок


Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации






УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


С. (выразительное чтение, отвечать на вопросы)

Запись учащимися задания в дневники.




8


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: