Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка» поселок Таежный Тюменской области
Конспект урока литературы
«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова
и его басней «Лебедь, Щука и Рак»
подготовила воспитатель
Ермолаева Нина Васильевна
Таежный 2012
Задачи: учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте, какая история случилась с мальчиками в одном детском саду. Воспитательница распределила всех ребят на команды, посадила по три человека за стол, раздала строительный материал и сказала: «Каждая команда будет бригадой строителей, которая должна построить красивое здание – театр. А поможет вам построить самый красивый театр дружба». Работа заспорилась. В каждой бригаде появились свои каменщики, грузчики и архитекторы. И только Ваня, Саша и Никита растащили кубики и строили каждый свой театр. Но кирпичиков каждому хватило только на первый этаж. Мальчики сидели мрачные.
— Что же вы не построили театр? – спросила воспитательница.
— У нас кирпичиков не хватило, — тихо ответили мальчики.
— Не кирпичиков вам не хватило, а договориться вы не сумели, как Лебедь, Щука и Рак в басне Крылова.
Сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.
Портрет И. А. Крылова (1768-1844) Художник К. П. Брюллов.
«Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.
Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.
Это герои басни. Что общего между ними?
Дети. Все они живут в воде.
Воспитатель. В басне вам встретятся незнакомые слова и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Воспитательница Ване, Никите и Саше рассказала басню «Лебедь, Щука и Рак».
Послушайте внимательно и вы эту басню.
Воспитатель выразительно читает басню.
Как вы думаете, почему она рассказала ребятам эту басню?
Дети. Потому, что мальчики, тоже, как герои басни, не смогли договориться друг с другом. Потому, что мальчики не смогли договориться, как другие дети.
Воспитатель показывает иллюстрации к басне и повторно выразительно ее читает.
Беседа по содержанию басни.
Воспитатель. За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак?
Дети. Они собрались везти поклажу.
Воспитатель. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?
Дети. Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.
Воспитатель. Чему учит эта басня?
Дети. Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.
Воспитатель. Что заставило вас улыбнуться?
Дети. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.
Воспитатель. Вам жалко героев басни, почему?
Дети. Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них не чего не получилось.
Воспитатель. Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев?
Дети. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.
Воспитатель. Какое отношение вызвали у вас эти герои?
Дети. Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.
Воспитатель. Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
Воспитатель. В каком случае, о каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни?
Дети. Это можно сказать о тех мальчиках, о которых вы рассказали. Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой.
Воспитатель. Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете?
Дети. Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям.
Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.
Воспитатель. Придумайте рассказ или сказку по этой пословице.
Дети. Медведь в сказке «Теремок», развалил его. Собрался он один его построить снова, но не смог, потому что тяжело одному, очень много работы. Тогда, все друзья пришли ему на помощь. Они все вместе договорились о том, кто и что будет делать, поэтому смогли быстро построить новый теремок. Медведь – бревна носил, волк – делал стены, лиса – крышу, зайка – крыльцо, лягушка – двери, мышка – окно. Вот они построили новый теремок и стали там дружно жить-поживать.
Воспитатель. Хочу напомнить вам еще одну пословицу, которая имеет такое же значение: «Одна пчела много меда не наносит».
Воспитатель. Мы с вами познакомились с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни. Многие из их заключений и моралей стали пословицами в России.
Использованная литература.
1. Ушакова О.С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.: Просвещение, 1984. — 240с.
Использованные материалы.
1. Крылов И.А. Листы и корни. М.: Советская Россия, 1986.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. редакцией Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990.-917 с.
Картинки https://go.mail.ru/search_images?rch