Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — д/сад № 73»
Сценарий фольклорного праздника
«Узоры России»
для подготовительной группы
подготовила
музыкальный руководитель
Чужкова Ольга Михайловна
Воронеж 2012г
Цели: приобщение детей к фольклорному музыкальному искусству посредством развития музыкально-художественной деятельности.
Задачи:
обучающие:
различать тембры музыкальных инструментов;
различать характер музыкального произведения;
выполнять соответствующие движения;
формировать певческие навыки, начинать петь после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песней;
формировать навыки игры на музыкальных инструментах; развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и звуковысотный слух; развивать чувство ритма;
формировать певческий голос и выразительность движений; воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к народному искусству.
Методы и приемы:
наглядность;
словесность;
беседа;
музыкотерапия;
игротерапия;
логоритмика;
Материалы:
для музыкального руководителя; пианино, диски с записями, музыкальный центр, колокольчик, чудесный мешочек для детей: детские музыкальные инструменты, атрибуты для фольклорной деятельности.
Ход праздника.
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам! Для каждого найдётся в нашем доме и местечко и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку! Проходит! Всем — ли места хватило? Всем — ли слышно, всем — ли видно? Расскажу я вам сегодня, ребята, о мастерах русских, об их изделиях и разной росписи.
А может и вы, что знаете, что расскажете?
Песня «Русский умелец» сл. А. А. Званцуговой, муз. Т. В. Сизых.
Ребёнок.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня!
(ответ детей) ДЫМКА.
(здесь и далее ссылка в литературе на авторство Т.А.Будариной,О.А.Маркеевой).
Ведущая.
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка, из-за места её происхождения. Это трудоёмкое производство. Красную глину для игрушек берут неподалёку от Дымково и смешивают её с речным песком. Мастера, лепят игрушки, затем обжигают в русской печи, покрывают белой краской. После этого её наряжают с помощью мягкой кисточки.
Ребёнок.
А Дымково чем славится?
Игрушкою своею.
И радует и нравится в ней все до мелочей.
Прозрачные и яркие,
Весёлые цвета.
В ней что-то есть от радуги,
Какая красота!
Ребёнок.
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка.
Размах и удальство,
Красивое и умное,
Искусство – колдовство!
Ведущая.
Добрые молодцы – подходите, налетайте,
Берите колечки для девичьего сердечка!
Не бьются, не ломаются,
Порчи никакой не подвергаются!
Пришла пора свою сударушку выбирать.
Да подарком одарять!
Игра «Царевна» сл. А. А. Званцуговой, муз. Т. В. Сизых.
Ребёнок.
Разгуляйся народ,
Всех пляска берет.
На месте нам не устоять,
Так и хочется плясать.
Танец «Светит месяц » музыка и описание движений А.Бурениной.
Ребёнок.
Эти изделий радуют взор,
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейливой змейкой,
Орнаменты вьются — так сделать сумей-ка!
А где-то кудри по черному полю,
Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.
Волшебной травою любуемся мы –
Как главным узором для всей хохломы.
Ведущая.
Свое название промысел получил от большого торгового села – Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свои товары: чашки, миски, ложки. Их вытачивали из дерева, а за тем расписывали и покрывали лаком.
Ребёнок.
Звонкие, резные, ложки расписные.
От зари и до зари,
Веселятся ложкари.
Подходи, разбирай,
С ними песню начинай.
Песня «Ложки деревянные» сл. А. А. Званцуговой муз. З.Роот.
Ребёнок.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Ах – это Гжельская посуда,
Посмотрите, что за чудо!
Ведущая.
Давным-давно, на Гжельской земле была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий. По белому фону тарелки или чайника рука мастера ведет кисточку с синей краской. Сначала весь рисунок кажется блёклым, бесцветным. Но после обжига всё, что кисть нарисовала — становится синим. Там, где мастер нажимал на кисточку сильнее, цвет получился тёмно-синий, а где слабее – светло-голубой.
Ребёнок.
Гордятся в Гжели жители,
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы,
Красоты такой!
Песня «Гжель» сл. А. А. Званцуговой муз. З.Роот.
Ребёнок.
Круглые, железные,
В хозяйстве все полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные?
(ответ детей – ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ).
Ведущая.
Жостовский промысел возник 180 лет назад, в подмосковной деревне. С начало изготовлялись бумажные подносы из папье-маше, а позже народные умельцы из села Жостово стали превращать железные подносы в чёрные, лакированные, да ещё и украшенные цветастыми узорами изделия.
Ребёнок.
Пусть сегодня никому
Дома не сидится.
Выходи, честной народ,
Будем веселиться.
Ребёнок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Игра «Заря-заряница» сл. А. А. Званцуговой, муз. Т. В. Сизых.
Ведущая.
На чёрном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики – нежные.
О чём эта загадка?
(Ответ детей «Павла-Посадские платки»).
Ребёнок.
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны, дуновенье ветров!
Словно счастья букеты,
На посадском платке.
Их теплей и роднее,
Не найти нам нигде!
Ребёнок.
Делу время, потехе – час.
Будем снова плясать сейчас.
Если вы не устали с нами,
Посмотрите танец с платками.
«Танец с платками» музыка и описание движений А.Бурениной.
Ребёнок.
Вот нарядная игрушка,
Просто диво – безделушка!
Далеко по белу свету,
Знают все игрушку эту:
Расписную, золотую,
И румяную такую!
Ведущая.
Не многие знают, что нашей народной игрушке от роду всего 100 лет.
Мы позаимствовали её в Японии. Впервые матрёшка появилась в Москве в середине 90-х годов 19 века. Матрёшку изготовляют из берёзовой или липовой древесины. Ее сначала вытачивают, раскрашивают, а затем – лакируют.
Ребёнок.
А в матрёшке расписной,
Восемь штук – одна в одной!
Восьмая, хоть и крошка,
Размером, как горошина,
А всё равно – матрешка,
А всё равно – пригожая.
Ведущая.
А вот и самая главная – большая матрёшка.
Матрёшка.
Ой, ой! Как много вас.
Да все румяные, улыбчивые.
Я принесла в честь праздника,
Угощенье разное:
Прянички, конфеты, бублики,
Для пригожей нашей публики.
Лучше нет и радости.
Для меня, чем сладости.
Ведущая.
Ой, спасибо тебе, матрёшка за угощение. Чувствую я, что у тебя ещё один подарок приготовлен для нас.
Матрёшка.
Каблучками я стучу,
Пляску русскую начну.
Пляска русская моя,
Замечательная.
«Пляска Матрешки» музыка и описание движений А.Бурениной.
Ребёнок.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках – умельцах,
На весь мир молва идёт!
Ребёнок.
За такими мастерами,
Вряд ли кто угонится.
Оттого-то рядом с ними,
Всем работать хочется.
Песня «русский сувенир» сл. Г. С. Михайловой, муз.З. Роот.
Ведущая.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям,
Пришло время расставанья,
До свиданья! До свиданья!
Ребята дарят гостям игрушки, сделанные своими руками, и уходят.
Использованная литература:
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». Издательство «Детство-Пресс»,1999,Санкт-Петербург.
Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством». Издание третье, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001