Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида №1 детский сад « Лесная сказка»
Конспект урока литературы для 6 класса
«Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»
по Н.Сладкову»
подготовила
учитель-логопед
Резяпова Ксения Александровна
г. Саров
2013 г.
Тема: Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» по Н.Сладкову.
Задачи:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
2. Закреплять навык последовательного пересказа с опорой на предметные картинки.
3. Обогащать словарный запас.
4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
5. Развивать мышление, опосредованное запоминание.
6. Воспитывать выдержку, умение слушать товарища.
Предварительная работа:
• Изучение лексической темы «Дикие животные».
• Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
• Игры «В лесной глуши», «Чья тень?», «Звуки в лесу».
Словарь: хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, опорные картинки.
Раздаточный материал: опорные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Упражнение «Узнай звук и найди животного»
— Послушайте звуки и догадайтесь, что за животное их издаёт.
— Скажите где спряталась белка?
— Как догадались что это белка? и т.п.
II. Работа по теме:
1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась
белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Так крик поднялся на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
2. Беседа по тексту. Словарная работа.
С чего началась история? (Вошёл медведь в лес.)
Почему белка выронила из лап шишку? (Белка выронила из лап шишку, потому что напугалась.)
Чего напугалась белка? (Белка напугалась хруста ветки.)
Почему испугался заяц? (Потому что шишка угодила зайцу в лоб.)
Как заяц напугал сороку? ( Заяц вскочил, помчался в гущу леса, напугал (выпугнул) сороку.)
Как автор сказал в рассказе? Что значит выпугнул? (Выгнал с испугом)
Почему лоси пошли кусты ломать? (Лоси пошли кусты ломать, потому что услышали как кричит сорока.)
Что сделал медведь? (Медведь рявкнул и дал стрекача.)
Почему медведь дал стрекача? (Медведь услышал, что белка лопочет, что сорока кричит, лоси кусты ломают, а позади кто-то топает.)
Так медведь сам себя напугал.
Выяснение логических связей.
Получился бы рассказ, если бы не было медведя?
Почему рассказ не получился бы?
Получился бы рассказ, если бы не было белочки?
Шишки у белки? и т.д.
Посмотрите, ребята, наш рассказ как цепочка, если одно звено пропустить, то рассказ прервется. Очень важно помнить всех, кто участвовал в рассказе.
III. Весёлая минутка:
Лес густой, деревьев много
Шел медведь по дороге.
Хрустнула ветка, испугалась белка.
Белка шишку потеряла,
Зайцу в лоб она попала.
Заяц вскочил и был таков,
Выпугнул сороку из-под кустов.
Лоси с испуга пошли по лесу топтать, стали кусты ломать.
Подумал медведь, что наделал я сгоряча.
Испугался и дал стрекача.
IV. Продолжение работы по теме:
1.Д/з «Разложи картинки»
— Вспомните героев рассказа и выложите картинки по порядку.
2. Повторное чтение рассказа.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Запомните его. Предметные картинки вам в этом помогут.
3. Пересказ текста детьми по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа. (По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)
V. Итог. Чем сегодня занимались?
Нам сегодня помогало пересказывать…?
Оценка детей.
Список использованной литературы
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3_х ч. Ч. 1 : Устная связная речь. Лексика : пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред.Р.И. Лалаевой. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец. — М.: Сфера, 2008. — 224 с.
3. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи/ В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Воронеж: ИП Лакоценин С.С., ТЦ «Учитель», 2006.-111с.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. —— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
5. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. — 80 с.