ГОУ ЛО «Приморская специальная школа — интернат»
Конспект открытого урока
по письму и развитию речи
в 8 классе
Составитель: Огородова Е.А.
Учитель высшей квалификационной
категории
Приморск
2011 г.
Тема: Глагол. Обобщение и закрепление изученного.
Цели: Обобщение знаний о глаголе как части речи и умение определять его
грамматические признаки на практике (время, лицо, число, род ),
совершенствование грамматико — орфографических и речевых умений и
навыков.
Коррекция произвольного внимания к русскому языку, нравственных качеств
личности.
Развитие предикативного словаря, связной речи.
Сообщение темы урока.
Что без меня предметы? Летит ракета.
Лишь название. Люди строят здание.
А я приду — Цветут сады.
Все в действие придет. И хлеб в полях растет.
О чем идет речь в стихотворении? Как догадались? Сформулируйте правило о глаголе.
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета,
отвечает на вопросы что делать? что сделать?
что делает? что делал? что сделает? и т.д.
Минутка чистописания (столбики слогов соединены между собой фигурной линией).
ть ешь ет
ти ёшь ат
Напомнили ли вам что-нибудь эти сочетания букв? Где они вам встречались? В каких окончаниях чаще всего встречаются ошибки? Запишем 3 раза.
Комментированный словарный диктант.
Обед – обедать.
Черный – чернеть. Назвать части речи, подобрать однокоренные
Беседа – беседовать. глаголы, поставить в неопределенную форму.
Свобода – освободить.
Победа – победить.
Определение времени глагола.
Распределение по группам. ( Индивидуальное задание Неквасовой А.-
перфокарта).
На доске:
Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала.
( А. П. Гайдар «Горячий камень» )
Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет.
( А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» )
И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы! Я разбито, разбито!»
(К. Чуковский «Федорино горе»)
«Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить», — дивится старуха. ( Русская народная сказка «Каша из топора»)
Физкультминутка.
Разбор глаголов.
Найти в текстах глаголы в неопределенной форме, поставить в нужном времени и разобрать.
Жить – жила – гл.,прош.вр.,ед.ч.,ж.р.
Идти — идем – гл.,наст.вр.,мн.ч.,1 л.
Вернуться – вернешься – гл.,буд.вр.,ед.ч.,2 л.
Сварить – сварю – гл.,буд.вр.,ед.ч.,1 л.
Правописание не с глаголами.
( не ) выучил — ( не ) делай, ( не ) знаешь — ( не ) спеши.
С глаголами отдельно частицу не пиши!
Вспомните пословицы, в которых встречаются не с глаголами.
Под лежачий камень вода не течет.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Запись пословиц после разбора орфограмм.
Физкультминутка.
Роль глагола в предложении.
1. Запись под диктовку. Разбор предложения.
Цветочки раскрываются, солнцу улыбаются.
Весна приближается, медведь пробуждается.
2. Работа в парах. Употреби нужный глагол.
Запомни правила поведения.
Неквасовой А. – индивидуальное задание на карточке.
Учись (уважать) каждого человека. Спеши (делать) добро. К людям надо (относиться) так, как бы ты хотел, чтобы ( относились) к тебе.
Учись (замечать) в себе недостатки и умей (прощать) их другим. Граница между добром и злом (находится) не между отдельными людьми, а в душе каждого конкретного человека.
Учащиеся школы (проявляют) уважение к старшим, (заботятся) о младших, (относятся) друг к другу уважительно. Школьники (уступают) дорогу взрослым, старшие – младшим, мальчики – девочкам.
Во время перерывов запрещается (бегать) по лестницам, (бросаться) предметами, (употреблять) непристойные выражения, (курить) на территории школы.
Прочитайте правила поведения. Запомните их и выполняйте.
XI. Домашнее задание: стр. 165 упр. 226
XII. Рефлексия.
Оценка деятельности учащихся.