МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Сценарий викторины
в 5 классе на тему:
«Культура общения»
Подготовила Бреева Л.Н. учитель русского языка
и литературы
2013год
Викторина в 5 классе на тему:«Культура общения»
Цели мероприятия:
проверить грамотность учеников путём игровых заданий,
развивать умение выразительно читать поэзию;
2. формировать правильное и культурное общение по телефону;
3. воспитание стремления к грамотности.
Воспитательные УУД
Личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к Родине; уважительного отношения к
русской литературе.
Регулятивные:
учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Коммуникативные:
воспитание уважительного отношения к собеседнику;
воспитание согласованных действий с партнёром.
Познавательные:
развивать орфографические, орфоэпические нормы русского языка;
учиться познавать новое, самосовершенствоваться.
Оборудование:
стихотворения на листочках;
задания на листочках;
белые листы;
шариковые ручки;
доска.
«Нам дан во владение самый богатый
меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык»
К.Г.Паустовский
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я очень рада видеть вас!
Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие посвящено культуре общения. В понятие «культура общения» входит правильность, уместность и логичность речи, а также знание норм этикета и уважительное отношение к собеседнику.
Правильно излагать свои мысли нам помогает наш родной русский язык. Вот что сказал о русском языке замечательный русский прозаик XX века Константин Паустовский:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
А теперь давайте посмотрим, как вы сможете с выражением и интонацией сказать о русском языке.
I. Конкурс чтецов
У нас есть две команды: «Юные филологи» и «Всезнайки». Каждая команда вытягивает листок со стихотворением, а затем выбирает из своей команды чтеца, которому даётся на подготовку 3 – 4 минуты. В конкурсе учитывается выразительность и интонация, с которой вы будете читать. Жюри будет ставить баллы (максимум 2 балла).
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения
И слово удушения.
Слова высокой доблести,
И самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зёрнами.
Не злыми, не блудливыми
А добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности
Давала нива вечности.
В. Полторацкий.
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба скользит синева.
Есть слова словно раны,
слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются
и в плен не берут.
Словом можно убить, словом
можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать,
и купить,
слово можно в разящий
свинец перелить.
Но слова всем словам
в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность,
Свобода и честь.
Ты не делай их слугами
в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря,
Иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь.
В Шефнер.
Пока чтецы готовятся, остальные работают с учителем.
Учитель: Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значение слов?
Вы′ходить, па′хнуть, тру′сить, све′дение.
Ученики: Необходимо просто переставить ударение.
Учитель: приведите примеры, дайте лексическое значение слов.
Ученики: Вы′ходить маленького котёнка, пахну′ло свежим воздухом, труси′ть сено, сведе′ние двух концов.
Учитель: Молодцы! А теперь послушаем чтецов.
Ученики читают стихотворения, а затем жюри говорит баллы за этот конкурс.
Учитель: Вы прочитали замечательные стихи о языке. В них очень точно выражена мысль о богатстве, меткости русского языка. Сейчас мы проверим, как вы владеете богатством русского языка, насколько вы грамотны.
II. Конкурс грамотности
Обеим командам раздаются карточки с заданиями (задания одинаковые, максимум 3 балла).
Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:
Звонишь, торты, каталог, бармен бомбардировать, нефтепровод, баловаться, клеишь.
Ответы: звони′шь, то′рты, катало′г, ба′рмен, бомбардирова′ть, нефтепрово′д, балова′ться, кле′ишь (0 ош. – 3 балла, 1–3 ош. – 2 балла, более 3 ош. – 1 балл).
III. Конкурс «Рассказ школьного портфеля»
Учитель: Внимательно прочитайте стихотворение (листочки со стихотворением на каждом столе), в котором вам необходимо исправить акцентологические и фонематические ошибки (если исправлены все ошибки – 3 балла, 1 – 3 не исправлены – 2 балла, более 3 не исправлено – 1 балл).
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт мага′зин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы′…»
«Секёт свеклу…», «Пекёт блины…»
И до меня дошёл черед:
Портфель он «по′ртфелем » зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя′…
Ученики:
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«ДиРектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазИ′н на обед…»
«Хозяйка моет стакА′ны…»
«СеЧёт свеклу…», «ПеЧёт блины…»
И до меня дошёл черед:
Портфель он «портфелем » зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Пе′тя…
Учитель: Чтобы уметь вести деловую беседу, телефонный разговор, необходимо, чтобы ваша речь была точной, логичной, выразительной, а для этого надо быть грамотным и культурным человеком. Вы должны знать о том, что чтобы овладеть грамотной и правильной речью нужно много читать, пополнять свой словарный запас.
IV. Конкурс «Телефонный разговор»
Прочитайте предложенные ситуации и распределите слова в правильном порядке.
1. Вы звоните маме на работу, а к телефону подходит не мама, а её коллега. Вы просите позвать маму…/ Через некоторое время коллега говорит, что вашей мамы нет на месте, и когда она появится неизвестно.
Выстроите в логической последовательности ваши слова в телефонном разговоре:
вы, позвать, не могли бы, Светлану Юрьевну, здравствуйте, к телефону, извините/ спасибо, не могли бы, вы, что звонил(а) её дочь(сын), передать, до свидания, когда она появится.
Ученики: Здравствуйте! Извините, вы не могли бы позвать к телефону Светлану Юрьевну?../Вы не могли бы, когда она появится, передать, что звонил (а) её дочь (сын)?.. Спасибо! До свидания!
2. Вы звоните однокласснице домой, чтобы спросить домашнее задание, но к телефону подходит папа одноклассницы и говорит, что дочери нет дома…, а вам очень нужно узнать домашнее задание на завтрашний день.
Выстроите в логической последовательности слова:
Позовите, извините, к телефону, Машу, это, здравствуйте, пожалуйста, Женя, её одноклассница не могли бы, а вы, спасибо, чтобы она мне позвонила, ей передать, как только сможет, до свидания.
Ученики: Здравствуйте! Извините, позовите, пожалуйста, к телефону Машу! Это её одноклассница Женя!../ А вы не могли бы ей передать, чтобы она мне перезвонила, как только сможет?.. Спасибо! До свидания!
Учитель: Молодцы, ребята!!!
Вот что значит деловое общение. Сейчас мы с вами увидели пример культурного, грамотного общения.
V. Конкурс «Стилевая принадлежность»
Вам даны слова, распределите их по группам: 1) разговорная, просторечная лексика; 2) официально-деловая, научная лексика.
Обеспечение, придира, валяется, глазастый, платёжеспособность, грязища, штраф, арест, свечка, морфология, здоровущий, возложить, доверенность, трескать, следовательно, лапочка, соответствующий, элементы, работяга, вытаращить, плетётся, работоспособность.
Ответ:
1. Придира, валяется, глазастый, грязища, свечка, здоровущий, трескать, лапочка, плетётся, вытаращить, работяга.
2. Обеспечение, платёжеспособность, штраф, арест, морфология, возложить, доверенность, следовательно, соответствующий, элементы, работоспособность.
VI. Конкурс «Орфография».
Вставить пропущенные орфограммы (без ошибок – 3 балла, 1-2 ош. – 2 балла, 3 ош. – 1 балл, более 3х ош. — 0).
Од..рить, опл..тить, разг..вор, иску(с, сс)тво, дискуссио…ый вопрос, сп..сибо, изв..нение, про(ф,фф)е(с, сс)иональный, лекцио…ый материал, б..седа, зва…ые гости, (не)говорить, (не)продолжительный, благ..д..рить, ко(л, лл)еги.
Ответ: одАрить, оплАтить, разгОвор, искуССтво, дискуссиоННый, спАсибо, извИнение, проФеССиональный, лекциоННый, бЕседа, зваНые, НЕ говорить, НЕпродолжительный, благОдАрить, коЛЛеги
VII. Итоги Викторины
Подсчёт баллов.
Учитель: Я уверена, что в будущем каждому из вас непременно придётся хоть раз в жизни вести телефонные переговоры, деловые беседы, презентации, поэтому стремитесь к культуре и грамотности во всём! Спасибо вам за внимание и участие! Всего доброго!