Конспект урока чтения в 6 классе Тема : Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

МБС(К)ОУ «Большеусинская специальная (коррекционная ) школа-интернат 8 вида»

Учитель: Селиванова Светлана Анатольевна

Урок чтения Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева»

6 класс


Цель урока:


  • Формирование умения выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.


Задачи урока:


    • Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и сопоставлять прочитанное и нарисованное.

  • Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

  • Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.

    • Формировать нравственное отношение к культурным ценностям.

  • Развивать навыки беглого чтения.

  • Построение правильных предложений, вырабатывание навыков публичного выступления.

  • Коррекция временной и пространственной ориентации.
















Ход урока

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Тихо сели, настроились на работу.

Предлагаю на минутку стать поэтами. Кто такой поэт?

Помогите мне сочинить до конца стихотворение.  Подберите пропущенные слова в рифму и по смыслу

Слушать мы её …..    (любили)
Когда   …… были  (маленькими)
Подскажу я вам, что в ….. (ней)

……… всегда сильней .(Доброта)

Это загадка. Кто ее отгадал?

Ребята вы уже прочитали много сказок. Чему учит сказка?

— Сказки учат  добру и справедливости.

— Я желаю вам быть сегодня на уроке  добрыми и справедливыми друг к другу.

II. Сообщение темы, целей урока

— Вспомните. Какую сказку мы читали на прошлых уроках?

( «Снежная королева».)

— Кто автор?

— Эту сказку написал Х. – К. Андерсен (портрет)

В сказках Андерсена, как и во всех других – добро борется со злом, и добро всегда одерживает победу.

Сегодня мы попробуем разобраться, кто и что помогает одержать победу над злом на примере сказки «Снежная королева»

III. Проверка д. з.

Вы сделали иллюстрации к сказке. Давайте сделаем выставку ваших работ.

В ваших работах отражены различные эпизоды сказки. Внимательно посмотрите и определите, чей рисунок должен быть первым расположите работы в той последовательности, в которой они расположены у автора.

Перескажите ту часть сказки, которая отображена на вашем рисунке.

Содержание сказки вы знаете хорошо, вот все ли внимательно читали сказку,

Пока рассказывает, вы слушаете внимательно и проследите, какие прилагательные он будет использовать в своем рассказе.

Что такое прилагательные? На какой вопрос отвечают? негодное,  безобразное, доброе, искажённое,  хорошее, красивое.

Кто такой тролль? (злой колдун) На какую сторону его поместим? (зло)

слайд

главные герои сюжета? (Кай и Герда)

  • -Какими были отношения между детьми?

Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный.

— Как дети относились друг к другу?- Дети были друзьями, относились друг к другу с теплотой и пониманием.

Найти описание снежной королевы в учебнике (стр 132)

Прелестна-

Подумайте, почему Снежная королева заглянула в окно Кая?

— Что мальчик обещал с ней сделать? (Кай обещал посадить её на печку и растопить на огне).

Что случилось с Каем?

(осколки попали)

Какие изменения произошли?

Куда его поместим?

Как произошла вторая встреча Снежной королевы и Кая? (рисунки)

Слушая рассказы , давайте проследим, как изменилось отношение Кая к Снежной королеве?

(Она его околдовала, он перестал ее бояться и забыл про все. Она стала казаться ему самой красивой и умной).

Она превратила сердце мальчика в лед

Она думала только о себе.

Каким словом можно назвать это чувство?

Эгоизм)  (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. 

Теперь можем определить куда ее поместить?

Что же было с Гердой, когда Кай не вернулся?

Река

Герда пожертвовала самым дорогим, что у нее есть, ради спасения друга (красные башмачки)

Старушка –цветочница – помощь или препятствие?

Сначала помогла, вытащила из реки, а затем заколдовала

Чем она похожа на Снежную королеву? (эгоистична)

Что помогло вспомнить все ( сердце, розы)

Это еще одно испытание. Герда могла жить среди цветов, ни о чем не печалясь. Она же очень любит их.

Слезы оживили цветы.

Можно отнести цветы к помощникам добра?

Осень уже.

Рисунок

Когда Герда отправилась на поиски Кая? (весной0

Сколько месяцев она уже в пути, если она убежала от старушки осенью.

Какое время года пролетело незаметно?

Физпауза. Каким свойством обладает зеркало? Хрупкое, отражает, холодное, стеклянное, блестит,

Осколки — острые, опасные

Чтобы не пораниться, у нас символические. Собрать осколки зеркала и посмотреть что получится?

Не можете, может быть у кого-то из вас те же есть льдинки на сердце, как у Кая?

(получается слово «вечность»)

Что было вечно у Снежной королевы? (власть)

Доброта, любовь , дружба, взаимовыручка)

Кого увидела Герда когда села отдохнуть? (ворона)

ребус

Рассказ ,

О принце и принцессе

Какое испытание.

Когда Герда узнала, что якобы Кай жив и женился, могла повернуть домой, но она очень хотела его увидеть , удостоверится что он живой.

Могла остаться и спокойно жить

Любовь может преодолеть все.



Как могли поступить принц и принцесса?

(выгнать)

Разбойники

Изменилась ли разбойница,

( перед вами слова и выражения? описывающие маленькую разбойницу)

(дрянная девченка. Посадила Гарду на оленя. Положила подушечку .чтобы мягче сидеть.дала хлеба и велела беречь Герду. ужасно ибалованна. упряма. сильная. печальные глаза. щекотит оленя под шеей острым ножом.

Сначала_ зло . затем добро

— Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.

Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!

К имени героев подбери соответствующие слова

— Какие душевные (внутренние) качества отразились в облике Снежной королевы?

  • Ответ: равнодушие, жестокость, властолюбие.

  • — Как мы покажем, что снежная королева была высокомерной особой?

  • Ответ: она жила над миром людей, смотрела на них свысока

  • Что пришлось преодолеть девочке, пока она пробралась к чертогам снежной королевы

  • (одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

  • Каким Герда нашла Кая?

  • ( Работа с текстом.)

Как его вернула к жизни?

  • Итак, какой вы увидели Герду? ( Доброй,любящая, преданная, смелая, выносливая…)

  • Кроссворд — кому принадлежат эти качества (жестокость, любовь, эгоизм, дружба, смелость,доброта

вывод

простые дети совершают чудеса не с помощью волшебства, а благодаря силе воли, характера, благодаря чувству горячей любви и желанию помочь другу в беде?

о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. и такие дети, как мы способны совершать чудеса, если в нашем сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу.)

  • Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее.


  • Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?


  • ( Герда : самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная.


  • Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный )

  • Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.

  • . Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Посмотрите на стороны добра и зла, что больше? Так и в жизни.

Но добрых людей больше

Вывод

Кто помогает Герде преодолеть зло – люди, птицы, звери, цветы.

Что помогает? , ее доброта и самоотверженность чувству горячей любви и желанию помочь другу в беде

  • Ответ: Красота живого сердца победила красоту льда! Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека. Символ этой безграничной любви – розы.

  • У. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

  • VIII. Итог урока по целям.

  • — Какие сказки Андерсена вам знакомы ещё?

  • — : «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и др.

  • Андерсен писал сказки и дарил их людям…Сказки писателя приносили людям радость, помогали увидеть удивительный мир. Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…

  • есть выставка его книг, есть они и в школьной библиотеке, берите книги и больше читайте в свободное время. Это поможет вам лучше читать и больше знать. 


Сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее.



Желаю, чтобы вам никогда не попадал такой осколок и вы всегда были бы добрыми людьми.

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!






















Свежие документы:  Конспект урока на тему «В.Зотов «Бабушкин халат»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: