Урок на тему «Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом»


Урок на тему «Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом»»

Цели урока:

познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом»

— познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века — С.А. Есенина;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

— развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.





Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока



«Чувство Родины основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)















  1. Знакомство с биографией и творчеством поэта.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным. С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой. Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний. 1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим. Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.


Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

Вывод:

Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.


  1. «Я покинул родимый дом…»

Часто в своих стихотворениях Сергей Александрович Есенин обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родного края – родительского дома, приокских лугов, те места, где жил мальчишкой. При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

— Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

-Сколько лет было Есенину?(23).

      В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.
      За это время в России произошло много памятных событий:

      1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
      
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
      
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.

Все эти события оставили глубокий след в душе поэта. Мысли о родной рязанской земле давали поэту силы. Малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где его ждут отец и мать.


            Прочитаем стихотворение построчно.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

      — Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый!
      
Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
      — Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
      В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля

      — Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?
      Образ голубых небес над просторами полей.

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

      — Что вы представляете, когда читаете эти строки?
      

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

      Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».
      — Почему вода названа тихой?
      Нет ветра, вода неподвижна.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

      Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это сравнение помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
      

      Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Это  метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь». «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта. Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.
      В заключение учитель читает стихотворение.

  1. . Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам урок ?

— Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети""

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: