Урок на тему «Аленький цветочек»

Урок на тему «Аленький цветочек»

Ф.М.Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.


Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.

Вступительное слово учителя.

Вы уже знаете, что многие писатели создавали свои произве­дения, опираясь на фольклор. Вспомните сказки Пушкина или его «Пролог» к поэме «Рус­лан и Людмила», созданием которых мы во многом обязаны его няне, русской сказительнице Арине Родионовне. Именно со слов своей няни Пушкин написал большинство сказок, именно она вдохновила поэта на создание знаменитых строк:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении другого автора. Но между ним и Пушкиным есть одно сходство: оба писали сказ­ки со слов няни, простой русской женщины. Я надеюсь, вы до­гадались, что речь пойдет о Сергее Тимофеевиче Аксакове и его сказке «Аленький цветочек».

Известна история создания сказки. Она были опубликована в приложении к автобиографической книге «Детские годы Баг­рова-внука», над которой автор работал в продолжение 1856— 1857 годов. Книга и сказка увидели свет в 1858 году. Аксаков пи­сал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Палагею, которая была великая мастерица сказы­вать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Палагея, немолодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула не­сколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Гос­поди; помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась од­ною рукой и начала говорить, немного нараспев: «В некиим цар­стве, в некиим государстве…» Это вышла сказка под названием «Аленький цветочек»». Писатель признавался: «Я попытался вспомнить ее». Аксаков воспроизвел манеру рассказывания ска­зочницы и указал в подзаголовке: «Сказка ключницы Палагеи».

(Прокомментируем слово «ключница». В словаре В. И. Даля сказано: ключник или ключница служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом.)

— Ребята, давайте вспомним текст сказки. (Для этого предложим пяти­классникам несколько иллюстраций, которые изображают раз­ные эпизоды сказки. Ребята должны определить, к какому эпи­зоду относится иллюстрация, его границы и последовательность пересказа. Для данной работы можно использовать рисунки са­мих учеников, приготовленные ими заранее).

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Одинок я - нет отрады"


Беседа по восприятию сказки.

Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вызвала она у
вас при чтении?

Кто из героев сказки вам понравился больше? Может быть, кто-то из них вызывает у вас сочувствие или восхищение? Есть ли в этой сказке отрицательные герои? Почему вы их счита­ете таковыми?

Можно ли сказать, что «Аленький цветочек» — это вол­шебная сказка? Докажите это.

(Ученики отмечают необычную обстановку, выделяют наличие в сю­жете волшебства, участие в сюжете волшебных героев.)


Беседа по содержанию сказки с элементами анализа.

— С какой целью купец едет в «заморские страны»? Что вы
можете сказать о его отношениях с дочерьми?

— Какие подарки заказывает каждая из дочерей?

— Как вы думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гос­тинец»? Как это характеризует ее духовный мир?

(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)

— Попробуйте описать героиню.

— Почему отец так долго искал подарок для младшей доче­ри? Удалось ли ему выполнить ее заказ?

-Прочитайте описание дворца и парка, где рос аленький цветочек. Представьте, что вы еще не знаете, кто хозяин этого роскошного дома. Как бы вы охарактеризовали его, опираясь на прочитанное описание?

— Действительно ли аленький цветочек был так красив? До­кажите это, опираясь на текст.

Каково было условие, поставленное чудищем купцу?
Можно ли сказать, что это жестокое условие? Был ли у купца
другой выход из сложившейся ситуации?

— В конце сказки мы ви­дим, что у чудовища доброе сердце, способное на огромную любовь. Почему же сейчас он так жесток, требуя разлуки отца с до­черью?

— Опишите встречу купца с дочерьми по возращении. Заме­тили ли девушки подавленное состояние отца? Почему именно
младшая дочь почувствовала беду, грозящую отцу? Сразу ли она
решилась отправиться
к чудищу? Почему? Какая черта характера
девушки выявляется в этом эпизоде?

— Проследите, как развивались отношения девушки и чудо­вища. Какие чувства испытывала героиня при каждой новой
встрече? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

— Найдите в тексте описание хозяина дворца. Соответствует
ли внешность внутреннему миру героя? Почему девушка после
того, как увидела его, осталась с ним? Была ли это жалость или
героиня действительно полюбила его? Какой эпизод в сказке до­казывает последнее?

Свежие документы:  Контрольная работа по литературе за III четверть 5-й класс (по учебнику В.Я.Коровиной и др.)

(Возвращение героини из отцовского дома.)

Как вы думаете, смогла бы одна из старших сестер полю­-
бить чудовище? Почему?


Творческая работа.

Предложим учащимся немного пофантазировать: предста­вить, как могла сложиться судьба трех сестер, и попробовать «до­писать» сказку. Для выполнения этой работы разделим класс на три группы и предложим каждой из них написать историю одной из героинь.

Учащиеся работают над продолжением сказки.


Обобщение урока.

Ответьте на вопрос, за что наша героиня полюбила чудо­вище?

(Ученики дают разнообразные ответы, которые позволяют учите­лю сделать основной вывод.)


Слово учителя.

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под не­казистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и са­мозабвение, доброта и духовная красота, которые способно по­чувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.


Домашнее задание: написать свою историю одной из героинь сказки Аксакова «Аленький цветочек».


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: