Урок на тему «Аленький цветочек»
Ф.М.Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.
Вступительное слово учителя.
Вы уже знаете, что многие писатели создавали свои произведения, опираясь на фольклор. Вспомните сказки Пушкина или его «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила», созданием которых мы во многом обязаны его няне, русской сказительнице Арине Родионовне. Именно со слов своей няни Пушкин написал большинство сказок, именно она вдохновила поэта на создание знаменитых строк:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении другого автора. Но между ним и Пушкиным есть одно сходство: оба писали сказки со слов няни, простой русской женщины. Я надеюсь, вы догадались, что речь пойдет о Сергее Тимофеевиче Аксакове и его сказке «Аленький цветочек».
Известна история создания сказки. Она были опубликована в приложении к автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука», над которой автор работал в продолжение 1856— 1857 годов. Книга и сказка увидели свет в 1858 году. Аксаков писал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Палагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Палагея, немолодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи; помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» Это вышла сказка под названием «Аленький цветочек»». Писатель признавался: «Я попытался вспомнить ее». Аксаков воспроизвел манеру рассказывания сказочницы и указал в подзаголовке: «Сказка ключницы Палагеи».
(Прокомментируем слово «ключница». В словаре В. И. Даля сказано: ключник или ключница служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом.)
— Ребята, давайте вспомним текст сказки. (Для этого предложим пятиклассникам несколько иллюстраций, которые изображают разные эпизоды сказки. Ребята должны определить, к какому эпизоду относится иллюстрация, его границы и последовательность пересказа. Для данной работы можно использовать рисунки самих учеников, приготовленные ими заранее).
Беседа по восприятию сказки.
— Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вызвала она у
вас при чтении?
— Кто из героев сказки вам понравился больше? Может быть, кто-то из них вызывает у вас сочувствие или восхищение? Есть ли в этой сказке отрицательные герои? Почему вы их считаете таковыми?
— Можно ли сказать, что «Аленький цветочек» — это волшебная сказка? Докажите это.
(Ученики отмечают необычную обстановку, выделяют наличие в сюжете волшебства, участие в сюжете волшебных героев.)
Беседа по содержанию сказки с элементами анализа.
— С какой целью купец едет в «заморские страны»? Что вы
можете сказать о его отношениях с дочерьми?
— Какие подарки заказывает каждая из дочерей?
— Как вы думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гостинец»? Как это характеризует ее духовный мир?
(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)
— Попробуйте описать героиню.
— Почему отец так долго искал подарок для младшей дочери? Удалось ли ему выполнить ее заказ?
-Прочитайте описание дворца и парка, где рос аленький цветочек. Представьте, что вы еще не знаете, кто хозяин этого роскошного дома. Как бы вы охарактеризовали его, опираясь на прочитанное описание?
— Действительно ли аленький цветочек был так красив? Докажите это, опираясь на текст.
— Каково было условие, поставленное чудищем купцу?
Можно ли сказать, что это жестокое условие? Был ли у купца
другой выход из сложившейся ситуации?
— В конце сказки мы видим, что у чудовища доброе сердце, способное на огромную любовь. Почему же сейчас он так жесток, требуя разлуки отца с дочерью?
— Опишите встречу купца с дочерьми по возращении. Заметили ли девушки подавленное состояние отца? Почему именно
младшая дочь почувствовала беду, грозящую отцу? Сразу ли она
решилась отправиться к чудищу? Почему? Какая черта характера
девушки выявляется в этом эпизоде?
— Проследите, как развивались отношения девушки и чудовища. Какие чувства испытывала героиня при каждой новой
встрече? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
— Найдите в тексте описание хозяина дворца. Соответствует
ли внешность внутреннему миру героя? Почему девушка после
того, как увидела его, осталась с ним? Была ли это жалость или
героиня действительно полюбила его? Какой эпизод в сказке доказывает последнее?
(Возвращение героини из отцовского дома.)
— Как вы думаете, смогла бы одна из старших сестер полю-
бить чудовище? Почему?
Творческая работа.
Предложим учащимся немного пофантазировать: представить, как могла сложиться судьба трех сестер, и попробовать «дописать» сказку. Для выполнения этой работы разделим класс на три группы и предложим каждой из них написать историю одной из героинь.
Учащиеся работают над продолжением сказки.
Обобщение урока.
— Ответьте на вопрос, за что наша героиня полюбила чудовище?
(Ученики дают разнообразные ответы, которые позволяют учителю сделать основной вывод.)
Слово учителя.
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.
Домашнее задание: написать свою историю одной из героинь сказки Аксакова «Аленький цветочек».