Чтение текста «Зоопарк»
Цель: учить читать слова со стечением согласных в начале и конце слова.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить читать целым словом без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения двусложные слова.
2. Отрабатывать послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.
3. Формировать навык сознательного чтения: учить отвечать на вопросы по прочитанному.
4.Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
2.Развитие и формирование фонематического слуха.
Воспитательные:
1.Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
2. Воспитывать чувство сплоченности, дружеские отношения в коллективе, любовь к животным.
3. Формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, учить обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Оборудование:
1.Зеркала.
2.Кассы букв и слогов.
3. Абаки.
4. Интерактивная доска.
Ход урока.
I . Организационный момент. (2 мин.)
Минута вхождения в урок. (1 мин)
Уточняется, какое сегодня число, месяц, день недели, год, время года, погода.
Целеполагание и сообщение темы урока. (1мин)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Зоопарк» Мы будем учиться читать короткие слова целым словом, а длинные плавно по слогам. А также будем отвечать на поставленные вопросы и делать выводы.
II. Подготовка к восприятию текста. (2 мин)
— Ребята, кто из вас был в зоопарке и знает, что это такое? (Дети делятся мнениями)
(На доске изображение зоопарка)
В этом парке животных не счесть.
И слон там есть, и тигр есть.
И если учебники ваши в порядке,
То мы сегодня побываем в зоопарке.
III. Чтение и анализ текста.
1. Словарная работа. (2 мин)
— Ребята, зоопарк – это парк для показа, сохранения и изучения животных.
Прочтем слово по слогам: зо-о-парк. (название рассказа, написанное по слогам, прочитывается индивидуально сильным учеником и хором.)
2. Звукобуквенный анализ слова. (7 мин)
— И прежде чем мы начнем читать рассказ, сделаем разбор этого слова. Один работает у доски, остальные с магнитной азбукой.
(Выкладывается схема слова, его слоговая структура, делается разбор каждого звука)
2. Чтение текста «Зоопарк» учителем и проверка первичного восприятия. (1 мин)
— Я прочту рассказ, а вы должны запомнить всех животных зоопарка.
(После прочтения дети выполняют тест в системе VOTUM.)
Варианты ответов (в картинках):
Слон, тигр, мартышки, волк, попугай, морж.
Жираф, кенгуру, лиса, медведь, заяц, лев.
Звукобуквенный анализ слова. (7 мин)
— И прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте познакомимся с животным морж. Это сильное и мощное морское животное с ластами и огромными клыками. Обитает оно в северных морях, где холодно. Питается в основном рыбой.
-Сделаем разбор этого слова. Один работает у доски, остальные с магнитной азбукой.
(Выкладывается схема слова, его слоговая структура, делается разбор каждого звука)
4. Подготовка к чтению. (4 мин)
— Подготовимся к чтению текста.
А) Артикуляционная гимнастика. (3 мин)
У всех зеркала и салфетки.
(Демонстрируется видео нужных упражнений)
Б) Работа над просодической стороной речи.(1 мин)
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Арк-арк-арк: Посетим мы зоопарк.
Ом-ом-ом: Доберемся мы пешком.
4. Речевая зарядка. (4 мин)
А) Игра «Переставь слоги и прочти слова» (2 мин)
— Сыграем в игру: «Переставь слоги и прочти слова». (Работа у интерактивной доски: ли–бы, дил-хо, вал-пла, ки-клы, бот-хо. Составляются предложения с данными словами.)
Остальные выкладывают слова на местах.
Б) Чтение целыми словами с подготовкой (1 мин)
— А сейчас будем читать целыми словами с подготовкой. Составляются предложения с данными словами. (Слова читаются учителем, затем хором, затем прочитываются индивидуально.)
Ру – пру – пруд
Ло – сло – слон
Па – спа – спал
Пар – парк
Мор – морж
Вол — волк
В) Чтение слов, сложных по слоговой структуре. (1 мин)
А сейчас прочитаем слова плавно по слогам. Составляются предложения с данными словами. (Слова читаются учителем, затем хором, затем прочитываются индивидуально.)
Ры – пры – пры-га-ли
Ла – пла – пла–вал
Ра – кра – кра-си-вый
Боль-шой
По-пу-гай
Мар-тыш-ки
IV. Физкультминутка «Зоопарк». (1 мин.)
Арк-арк-арк: Все пришли мы в зоопарк. (Шагают.)
Ай-ай-ай: Тут красивый попугай. (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)
Полосатый тигр спал ал-ал-ал-ал. (Руки под правую-левую щеку.)
Серый волк вокруг ходил ил-ил-ил-ил. (Шагают.)
Морж седой всё плавал там ам-ам-ам-ам. (Плавают.)
А мартышки прыгали али-али-али-али. (Прыгают.)
5.Чтение текста детьми. (13 мин)
Прочитывается текст в учебнике.
А) Чтение текста подготовленным учеником. (5 мин)
Ученик читает текст, а затем дети отвечают на вопросы.
— Что делали животные в зоопарке? Прочитайте слова-действия животных и вспомните, какому животному это действие принадлежит. Проверьте себя, сдвинув в сторону слово.
(На интерактивной доске слова:
Пры-га-ли
Пла-вал
Хо-дил
Спал
Под словами изображения животных.)
Б) Чтение текста по цепочке. (5 мин)
Дети читают текст по цепочке, а затем отвечают на вопросы, выполняя задания на интерактивной доске.
— Прочитайте слова на доске и соотнесите их парами. Также проверьте себя, сдвинув в сторону слово.
(На интерактивной доске слова:
Слон кра-си-вый
По-пу-гай боль-шой
Хо-бот у мор-жа
Клы-ки у сло-на
Под словами изображения животных.)
V. Зрительная гимнастика. (2 мин)
1. Закройте глаза и помассируйте глаза пальцами по кругу (Выполнять не менее 10 раз).
2. Вытяните правую руку вперед и зафиксируйте взгляд на указательном пальце.
3. Поочередно то приближайте палец к кончику носа, то удаляйте на расстояние вытянутой руки. (Выполнять не менее 10 раз).
Крепко зажмуривайте и открывайте глаза (Выполнять не менее 10 раз).
Поморгайте глазами (Выполнять не менее 10 раз).
В) Чтение текста по частям. (3 мин)
По окончании чтения дети выполняют тест в системе VOTUM.
6. Тест-проверка. (5 мин)
Что такое зоопарк?
Это зоопарк. (Картинка фермы.)
Это зоопарк. (Картинка зоопарка.)
VI. Обобщение, подведение итогов (1 мин.)
— Как мы сегодня учились читать короткие слова? (Целым словом.)
— А как длинные слова? (Плавно по слогам.)
Ответы детей оцениваются.
VII. Домашнее задание. (1 мин)
Читать текст плавно целыми словами.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.
Ро-ро-ро: Доберемся на метро.
Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.
Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.
Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.
Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.
Полосатый тигр спал ал-ал-ал-ал.
Серый волк вокруг ходил ил-ил-ил-ил.
Морж седой все плавал там ам-ам-ам-ам.
А мартышки прыгали али-али-али-али.
У слона высокий рост (встают на цыпочки и руки протягивают вверх)
у лисы пушистый хвост ( руку отводят назад и машут)
Сам придумай
про ежа,
про ужа,
и про чижа.
Далее идёт продолжение, тут уж как придумают дети
У меня дети придумали так:
у ежа иголки, (пальцы рук растопырив, приставляют к голове или к уху…
у ужа «ползучки»,
у чижа, у чижа
у чижа «крылочки» ( руками машут, как птицы)