Фамилия имя отчество автора:Мальцева Мария Валентиновна
Место работы: ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»
Должность автора: учитель начальных классов
Конспект Урока развития речи
(3 класс VIII вида)
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мальцева М.В.
Тема: «Дикие животные: ёж».
Цели:
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние животные».
Дать понятие о диких животных на основе знакомства с ежом.
Проверить умение выявлять отличительные признаки домашних животных от диких.
Учить различать и выделять в словосочетаниях имён прилагательных.
Закрепление навыка моделирования рассказа – описания.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия», «Кто где живёт?».
Коррекция и развитие связной устной речи при составлении рассказа по предложенному плану и при работе над деформированным текстом.
Корригировать слуховое восприятие и воображения посредством дидактических игр «Узнай по описанию», «Отгадай загадку».
Коррекция и развитие мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник», «Когда это бывает?»
Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через знакомство с многозначностью слова «иголка» и при образовании словосочетаний к слову «овца»
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Программа:
Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.
Учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: Технологии коррекционно-развивающие Е.Д. Худенко, элементы здоровье сберегающей технологии В.Ф. Базарногосмена динамических поз – работа за конторкой; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания.
Оборудование: интерактивный комплекс, слайдовое сопровождение к
уроку; предметные картинки «Дикие животные».
Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные карточки «Внешний вид ежа», шаблоны ежа, предметная наглядность: ветка ели
швейная иголка; карточки с деформированным текстом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Улыбнёмся солнышку: «Здравствуй, золотое!»
Улыбнёмся птичке: «Приходи, весна!»
Улыбнёмся дождику: «Лей как из ведра!»
Пожмём друг другу руки и пожелаем удачи и добра.
(Коррекция эмоционально-волевой сферы)
II. Зарядка для языка.
(Подготовка органов речи (губ, языка) к работе)
— На уроке нам придётся много говорить.
— Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту).
III. Повторение, обобщение и систематизация понятий.
Упражнение «Исключи лишнее». (Слайд №2)
1. — Посмотрите на экран.
К.рова С.бака Л.са Лошад.
— Назовите животных, которых видите.
— Вставьте пропущенные буквы.
— Кто здесь лишний? Почему?
— В какую группу можно объединить оставшихся животных? Почему их так называют?
(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать).
2. Упражнение «Рассеянный художник».
— На этом кадре мы тоже видим домашних животных, но что-то наш художник тут напутал.
— Помогите найти соответствия между животным и тем, что оно даёт человеку.
Курица – яйцо. Корова – молоко. Свинья – мясо. Шерсть — ?
— Какое животное художник забыл нарисовать?
(Коррекция воображения, анализа и синтеза)
3. Вы дома готовили мини проекты об этом домашнем животном – овце.
— Прошу представить ваш проект.
(На экране появляется план рассказа и картинка овцы. Ребята выходят к доске опорными картинками об этом животном, составляют рассказ).
План.
1.Внешний вид.
2. Питание.
3. Жилище.
4. Уход.
5. Польза, приносимая людям.
(Учитель добавляет сведения об овце).
(Овца — это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок — меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)
— Молодцы, вы правильно составили рассказ.
(Коррекция зрительного восприятия, памяти).
4. Словообразовательная работа.
— Внимание на экран. Прочитайте слова.
— Образуйте словосочетания, которые относятся к слову «овца».
(Появляются слова левого столбика. После ответов детей – словосочетания правого столбика).
Овца, сыр — овечий сыр.
Овца, кожа – овечья кожа.
Овца, мех — овечий мех.
Овца, шерсть – овечья шерсть.
Овца, полушубок — овечий полушубок.
(Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и соотнесении).
5. Зрительная гимнастика. Внимание на экран. Не поворачивая головы, следите глазами за движущимся предметом.
(снятие напряжения и укрепление глазных мышц)
6. Упражнение «Когда это бывает?»
— А на экране следующее задание. Только самый внимательный с ним справится.
— Расставьте слова в правильной последовательности.
Снег Ручей Солнце
Май Март Апрель
— К какому времени года относятся все слова?
— Какой сейчас месяц на календаре? А какое число?
Если солнышко печёт —
Тает снег, ручей течёт.
(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать, классифицировать).
— Все домашние животные зимой жили в тёплых помещениях и за ними ухаживал человек, а теперь они радуются теплу, солнышку. Ведь весной вся природа оживает, наполняется весенними звуками.
IV. Введение в тему урока.
— Закройте глаза, услышьте звуки весны.
(Звучит запись «Лесные звуки».)
— Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?
— Где их можно услышать? (В лесу).
— В лесу всегда свежий, целебный воздух.
Сделаем глубокий вдох носом.
Выдохнем 3 раза ртом.
(Коррекционное упражнение слухового восприятия направленное на интеграцию звуковой информации в целостный образ).
(На экране – лес весной).
— Назовите обитателей леса.
— Как называют животных, которые живут в лесу?
— Почему их так называют?
V. Изучение нового материала.
1. Весна внесла оживление в лесную жизнь. Животных пока не видно. Значит, они спрятались. Давайте угадаем, кто где живёт.
— Обратите внимание на экран. Вместо вопроса определите дикое животное.
(Появляются словосочетания с вопросами. После ответов учеников появляются картинки диких животных).
(Кто?) юркнула в дупло. (Белка)
(Кто?) залез в берлогу. (Медведь)
(Кто?) спрятался в нору. (Лиса)
(Кто?) шмыгнул в логово.(Волк)
(Кто?) укрылся под кустом. (Заяц)
— Прочитайте полученное предложение.
2. Предлагаю вам игру «Узнай по описанию».
— У меня на столе спрятались несколько животных (перевёрнутые картинки волка, лисы, зайца). Кто-то из вас, по желанию выберет картинку, не называя животное, подберёт к нему 3-4 имени прилагательных, характеризующих внешний вид этого животного. Ребята должны догадаться, о каком животном идёт речь.
3. «Звуковая разминка».
— Молодцы, хорошо поработали. Правильно назвали животных и точное описание подобрали. Но в лесу ещё много разных животных.
— Послушайте «голоса» обитателей леса и назовите их.
(Звучат голоса кукушки, волка, дятла, ёжика).
(Совершенствование речевого развития через способность ученика подбирать слова по заданному формальному признаку).
— Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)
(На экране – ёж).
4. Сообщение темы урока.
а) — Сегодня мы познакомимся ещё с одним с лесным животным. Это: ёж.
— Как Вы догадались, что это ёж?
(Проверка первоначальных знаний по теме урока, активизация активного словаря)
б) Назовите всех членов семьи ежа.
ЁЖ – отец.
… — мать.
Детёныш? (Ежонок).
Много? (Ежата).
в) – Смотрим на экран. На экране незаконченные чистоговорки. Вам надо будет четко и громко произнести каждый звук и закончить их.
(По строчке появляется на экране)
Жа – жа – жа – в лесу мы встретили … (ежа)
Жи – жи – жи у нас в лесу живут … (ежи)
Жу – жу – жу – молоко дадим … (ежу)
(Коррекция артикуляционной моторики через отработку повторяющегося звука).
– Поднимите руку, кто из Вас видел ежа?
— Кто пробовал взять его в руки?
— Что сделал ёж? (Свернулся в клубок).
-Для чего ему нужны иголки?
Ребята, не всегда иголки помогают ежу спастись от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому лиса, например, зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным.
-Найдите на парте предмет, который напоминает ежа. Поиграем с нашим воображаемым ёжиком.
г) Пальчиковое упражнение.
«Я с ежонком поиграю,
Меж ладошек покатаю.
Ой, колючий ты какой! (разжимают)
Ёжик, ёжик, не колись! (гладят)
Ты со мною подружись!» (сжимают обеими руками)
( Коррекция и развитие тактильного восприятия).
д) – Ребята, сейчас мы будем работать над составлением рассказа – описания ёжика.
— В помощь вам предлагается опорная таблица (у каждого лежит на парте) со словами, которые помогут описать внешний вид ежа.
округлое | |
шея | короткая |
мордочка | вытянутая заострённая |
уши | небольшие, стоячие |
глаза | маленькие, чёрные |
лапки | короткие |
иголки | серые, длинные, острые, тонкие, колючие. Защита от врагов. |
е) ВНЕШНИЙ ВИД
— Какой формы тело?
— Какой формы мордочка, ушки?
— Чем покрыто тело ежа?
— Соберём картинку ежа.
-Посмотрите, что лежит у Вас на партах? (Геометрические фигуры).
— Назовите их. (Один большой овал, 4 маленьких, 1 треугольник)
— Начнём собирать ежа с туловища. (На экране все действия дублируются, сопровождаются визуальной картинкой).
— Возьмём большой овал. Тело округлое, шея короткая.
— У ежа есть голова, возьмём её. Мордочка вытянутая, заостренная, вся покрытая короткими серыми волосками.
— У ежа есть передние и задние лапки, возьмём небольшие овалы. Ноги короткие. На лапках маленькие коготки.
— Уши небольшие, стоячие, треугольной формы.
— Дорисуйте носик – он чёрный, и маленькие чёрные глазки.
Чёрные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными, но видит он плохо, но зато у него прекрасный слух и обоняние.
Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.
ж) ПИТАНИЕ ЕЖА
— Мы с вами ранее читали рассказы о еже. Вспомните, чем питается еж?
Ягоды, грибы, орехи, жёлуди, корешки растений, жуки, червяки, мыши, лягушки, гадюки. |
(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. Ящерицами, лягушками. К осени ежи отъедаются, и толстеют)
з) ЖИЛИЩЕ ЕЖА
— Где живёт ёжик? Есть ли у него дом?
(На доске иллюстрация «Спячка ежа).
Осенью в лесу, под пеньком устраивает гнездо – норку, укрывается упавшими листьями. Выпавший снег укрывает его до весны. |
Учитель рассказывает: Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны. Весной в ежиной норе появляются малыши. Они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час – полтора после рождения – белые, мягкие. Мать кормит их молоком.
(Коррекция зрительного восприятия, памяти)
и) Физкультминутка.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте).
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ёжика).
А навстречу серый волк,
Ёжик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубочком).
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (дети встают).
Порадуемся вместе с ежиком, что ему удалось «обмануть» волка.
Физминутка с музыкальным сопровождением.
(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).
VI. Словарная работа над многозначностью слова «иголки».
1. Послушайте внимательно загадку и скажите, о чем в ней идет речь.
Маленького роста я, тонкая и острая,
За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)
(Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).
— Верно, это швейная игла. Возьмите иглу у себя на парте.
— Опишите ее. Какая она? (стальная, острая, тонкая, блестящая) — Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)
2. — Следующая загадка.
Его так боятся дети,
Он главнейший враг на свете.
Как увидят — убегают.
Или в голос зарыдают?
(Показываю детям шприц).
— Шприц состоит из корпуса и иглы.
— Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).
3. Ещё одна загадка.
Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … (ЕЛКИ)
— Про какие иголки идёт речь?
(Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).
Практическая работа.
— Возьмите с подноса веточку ели. Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?
(Зелёные, маленькие, острые, колючие, ароматные).
Вывод: Вот видите, какое интересное слово «иголка», как много предметов называют этим словом.
(Коррекционное упражнение направлено на формирование умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать).
VI Закрепление. Самостоятельная творческая работа.
Работа с деформированным текстом на карточках.
— Ребята, наш ёжик принёс нам телеграммы, но по дороге некоторые слова «потерялись».
— Возьмите на партах эти телеграммы. Помогите их восстановить.
Если вы правильно вставите слова, пользуясь словами для справок, то у вас получится рассказ про ежа.
Ёж —————— животное. Живёт в ———————. Тело ежата покрыто ———————. При опасности он сворачивается в ——————.
Ёж питается насекомыми, —————-, ———————-, ———————.
Ёжик —————— животное.
(Слова для справок: дикое, лесу, иголками, клубок, мышами, червяками, полезное).
Родиону ёжик принёс индивидуальное задание: на доске собрать из частей картинку ежа и составить одно предложение. (Работает на доске).
VII. Итог урока + оценивание.
а) — С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?
— Домашнее или дикое животное ёж?
— Что интересного вы узнали про ежа?
б) Сейчас вы сами оцените свою работу на уроке.
Красное яблочко Вы приклеите ежику, если довольны своей работой на уроке.
Зелёное – те, кто работал хорошо, но чуть – чуть затруднялся.
Жёлтое те, кто материал не понял и ему требуется помощь.
Слайд 13. (Звучит фонограмма «Песенка про ежа»)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!