Урок литературы для 8 класса «От тьмы к свету»

Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. О.Кошевого» г. Сыктывкара Республики Коми


«От тьмы к свету»

8 класс.



Тип урока по форме проведения – интегрированный урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.


Задачи урока

Образовательные:

  • Повысить уровень восприятия художественного текста;

  • показать перерождение человека с ограниченными возможностями;

Развивающие:

  • воспитывать вдумчивого читателя;

  • развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку;

  • обогащать лексический запас;

  • совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами;

Воспитательные:

  • приобщиться к миру музыки;

  • помочь услышать нравственное звучание повести;

  • воспитывать милосердие, терпимость.

Оборудование

  • Компьютер

  • Проектор

  • Колонки

  • Мультимедийная презентация

  • Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

  • Опорные карты для каждого учащегося

  • Рисунки учащихся к различным эпизодам

  • Музыкальное сопровождение: ария «Мой птенчик» из оперы П.И.Чайковского «Иоланта», В.А.Моцарт «Don Giovannio», А.Вивальди «Времена года» («Август»), И.С.Бах «Capricco», Брамс «Колыбельная»

Опорная карта для учащихся. (первый лист)

Опорная карта учени….8 «в» класса ……………………

к уроку по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»



..он прозрел…………………………

………………………………………………………………………………..

В.Г.Короленко







1. Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла…

Но все-таки… все-таки впереди — огни!..







ОГНИ

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————









«Слепой музыкант»





………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………





……………………………………………………………………………

(Тема урока)





Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

1.Глубже узнавать художественный текст.

2.Грамотно говорить по прочитанному.

3.Анализировать эпизоды текста.

4.Давать собственную оценку прочитанному.

5.Обогатить лексический запас.

6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средст.

7.Попробовать прикоснуться к миру музыки.

8.Письменно излагать мысли по прочитанному.

9.Понимать состояние главного героя.

10.Познать, в чем смысл человеческой жизни.













Опорная карта (обратная сторона)





*Умел ли Короленко играть на музыкальных инструментах?

_________________________________________________________________________________



———

Состояние Петруся (5-6 главы)

Прозреть * 1.

2 .

3

3.

4.







Когда зрячие теряют «свет»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ход урока.


Учащиеся работают на уроке в опорных картах.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией.


1.Настрой на сотрудничество. Создание благоприятного психологического фона.


1 слайд (музыка из оперы П.И.Чайковского «Иоланта»)



Под музыку выразительное чтение отрывка из миниатюры «Огоньки» Короленко.

Слово учителя: «Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла…

Но все-таки… все-таки впереди — огни!..»


Вопросы на понимание:

— В каких словах заключается основная мысль произведения? ( «И все-таки… Все таки впереди огни!..»)

-Какие ассоциации у вас вызывает слово «огонь»? Записи сделайте в опорную карту. (Надежда, счастье, радость, любовь, свет, звезды…)

-Вы увидели плавающие звезды-огни, их сопровождала музыка из оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Я не случайно музыку именно из этой оперы использовала. Почему? Как это связано с произведением « Слепой музыкант», которое мы будем разбирать на уроке?

Индивидуальное сообщение учащегося. Иоланта – дочь короля. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По приказу короля при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старшая кормилица – все приветливы, ласковы с Иолантой, ее жизнь радостна и спокойна. По просьбе короля в замок приезжает врач, который сообщает: «Иоланта сможет прозреть, если узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть». Король хочет помочь дочери. Он притворно угрожает возлюбленному Иоланты смертной казнью. Опасаясь за жизнь близкого человека, Иоланта желает страстно видеть любимого. После этого она прозревает.


2. Актуализация знаний.


Слово учителя. Иоланта и главный герой повести В.Г. Короленко слепые. Повесть названа «Слепой музыкант». По вариантам напишите в своих опорных картах, какие ассоциации у вас вызывает слова «слепой» и «музыкант». (самостоятельная работа)


-Зачитайте свои варианты и дополните записи.


«слепой» «музыкант»

Мрак Музыка

Хаос Гармония

Тревога Удовольствие

Страх Радость

Тьма Свет


— Выделим ключевые слова: тьма, свет.

— Какое толкование этих слов дают словари?

(работа со словарями)


2 слайд




Тьма — 1) Темнота, мрак. 2) Неведение, невежественность.
Тьма — 1) Десять тысяч. 2) Большое количество, множество кого-л., чего-л.
Свет – 1) Электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом. 2) Освещение, характерное для какой-либо части суток. 3) Источник освещения. 4) Место, откуда исходит освещение. 5) Светлое место, пятно на картине. 6) Блеск глаз, под влиянием какого-либо чувства, ясное выражение лица. 7)То, что делает ясным, понятным мир. 8) Ласковое обращение.
Свет — 1) Земля, Вселенная. 2) Общество людей. 3) Ограниченный круг людей, составляющих высший слой общества.


3. Целеполагание.

Слово учителя. В повести Короленко слова «тьма» и «свет» имеют и прямое, и переносное значения. Что такое «тьма», по Короленко?

(Это жизнь для себя, эгоистические страдания, озлобленность на всех окружающих).

-Что такое «свет», по Короленко?

(Ощущение полноценной жизни, умение отдавать частичку себя окружающим).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Как обозначим тему урока?

( «От тьмы к свету»)


3 слайд.



-Запишите тему в карту.

-Эпиграфом к уроку взяты слова дяди Максима: « …он прозрел…»

-Какой смысл вложен в эти слова?(Герой осознал что-то важное…)

-Цитата взята не полностью. В конце урока мы вернемся в эпиграфу.

-Тема обозначена. Эпиграф есть. Определите в карте сами для себя, что бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке? (самостоятельная работа)











Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

1.Глубже узнавать художественный текст.

2.Грамотно говорить по прочитанному.

3.Анализировать эпизоды текста.

4.Давать собственную оценку прочитанному.

5.Обогатить лексический запас.

6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.

7.Попробовать прикоснуться к миру музыки.

8.Письменно излагать мысли по прочитанному.

9.Понимать состояние главного героя.

10.Познать, в чем смысл человеческой жизни.

 (Несколько учеников делятся своими целями и задачами).

4. Объяснение нового материала.


-Обратимся к содержанию повести.


4 слайд.



-Главный герой Петрусь. Кто и что влияет на формирование взглядов, характера героя? (Семья, среда, самовоспитание, увлечения).

-Расставьте стрелки. Дайте объяснение, почему две стрелки направлены на героя, а две исходят от героя? (Стрелки, которые направлены на героя, это объективные условия, которые невозможно изменить; а стрелки, исходящие от Петруся, означают, что увлечения, самовоспитание зависит от самого человека).


Вопросы на знание текста:


Семья: 1.Каким был Петрусь в детстве?

2. Как формировался его характер?

3.Каким хотели видеть мальчика мама и дядя Максим?

4. Как родные осуществляли свою мечту?


Среда: (Окружение, Эвелина).

1.Как строились отношения с окружающим миром (с детьми, со студентами)?

2.Какую роль в жизни Петруся сыграла Эвелина?

-Самовоспитание:

1.Что постоянно мучит Петра?

2. Как Петрусь побеждает самого себя? В чем заключается его победа?

-Увлечения:

1. Какое значение в жизни героя сыграла музыка?

2. Какие музыкальные произведения мы слышим вместе с героями повести?

3. Как воспринимают музыкальные произведения герои повести?

4. Какие музыкальные произведения задействованы?


5 слайд.



-Как выглядят музыкальные инструменты и какую музыку они воспроизводят?

Свирель и контрабас?

-Какими изобразительными средствами передает звучание писатель?

Обратимся ко 2 главе. (Свирель: тихие, переливчатые тоны; нехитрые переливы простой мелодии, задушевные напевы . Автор использует эпитеты. Контрабас- «неуклюжий струмент» :надрывается от усилий. Автор использует олицетворение).

— Как передано звучание скрипки?

(Скрипка : легкие, певучие тона, шаловливая и бойкая мелодия –эпитеты).

-Как звучала дудка?

(Дудка «вышла на славу»-немудреный инструмент: нежные, задумчивые, переливчатые и дрожащие трели- эпитеты).

-Как описывается игра на пианино?

( Пианино венское: мелодия сложнее и богаче; трескучие мудреные пьесы; тихая песня, грустная украинская думка звенела и плакала в комнатах, певучие, полные аккорды фортепиано- эпитеты и олицетворение)

-Как мастерски выписывает игру на разных инструментах писатель. А умел ли сам играть В.Г.Короленко на каком-либо музыкальном инструменте? Подумайте над этим вопросом дома.


5. Релаксация.

-Для Петруся музыка явилась проводником из мира тьмы к свету. Петрусь сам был исполнителем музыкальных произведений. У нас есть возможность вживую услышать музыку.

(На скрипке исполняет «Колыбельную» Брамса мама ученицы)

-Какие ощущения вы испытали, слушая музыку?

(Умиротворение, спокойствие, состояние комфорта)


6. Проверка первичного усвоения материала.


-Волшебные звуки музыки завораживают нас. Но чтобы достичь каких-либо высот, необходим постоянный труд. И путь от тьмы к свету тернист. По 5 и 6 главам (это период взросления) вы дома составляли план ключевых моментов в жизни Петруся. Назовите пункты плана и отметьте состояние героя?

Пункты примерного плана 5-6 глав.

1.Споры молодых людей о будущем — Петрусь в растерянности.

2.Петр понимает, что он лишний в этой жизни — Герой подавлен.

3.Объяснение в любви — Вдохновлен юноша.

4.По-новому звучит итальянская пьеса — Душевный подъем.

5.Легенда о Юрке-бандуристе – Сомнения в душе Петра.

6.Встреча со слепыми монахами – Разочарование, подавленность.

7.Болезнь Петра – Депрессия.

8.Путешествие со слепыми – Поиски своего места.

9.Возвращение в усадьбу – Возрождение.


Слово учителя. Каждый из вас попробует изобразить одной линией путь героя из тьмы к свету. И мы сравним путь героя, какой вы изобразили и какой я изобразила.











6 слайд.



7. Проверка домашнего задания.


Учащихся проиллюстрировали эпизоды, на которых изобразили Петруся в разные этапы его жизни: разочарованным и возрожденным.

Слово учителя. В какой из этапов жизненного пути от тьмы к свету можно отнести рисунки? (защита рисунков)

-Мы видим: путь от тьмы к свету тернист. Но герой прозревает благодаря музыке. Эпиграфом взяты слова «… он прозрел…» Как вы понимаете значение этого слова? Запишите в опорную карту.


Примерные ответы учащихся:

1.Открыл душу миру и людям.

2.Познал смысл жизни.

3.Узнал истину.

4.Почувствовал других людей, понял их.

5.Осознал что-то важное и др.


8. Закрепление.










7 слайд.



-Обратимся к этимологическому словарю: Прозреть происходит от общеславянского слова «зреть» — сиять, блистать. «Толковый словарь АН СССР» дает другие значения слова: 1.Стать зрячим; 2.Понять, осознать что-либо не понятое, не осознанное;3.Проникнуть разумом во что-либо, раскрыть, разгадать что-либо.

-Какие из этих значений подходят к нашему герою?

(Все значения подходят: музыкант заблистал на концерте; и стал зрячим, только по- своему; и многое осознал, разгадал)

-Петрусь прошел трудный путь от тьмы к свету. Он постиг свет, он прозрел.

Вернемся к эпиграфу урока.


8 слайд.


-Дополните эпиграф своими словами? (предположения учащихся)


(Он прозрел…и может видеть через музыку свет;

и понял, что может жить полноценной жизнью;

и может стать настоящим Человеком;

научился принимать окружающий мир таким, какой он есть и др.)


-Сравним, какая цитата у В.Г.Короленко?



(…он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных… )




9. Рефлексия.


Слово учителя. Путь слепого музыканта- это преодоление тьмы в себе и обретение света. Приведите примеры из жизни, когда люди, преодолевая тьму, обретали свет?

(Примером служит творчество Бетховена, который был глухим. Востребовано творчество слепой певицы Д.Гурцкой. Победа российские спортсменов на паралимпийских играх в Ванкувере)


9 слайд.



-А когда зрячие теряют «свет»? Напишите в карту.


Предполагаемые ответы учащихся.


1.Зрячие теряют свет, когда живут ради себя, живут эгоистически. Они не видят и не чувствуют того, что происходит рядом.

2.Зрячие становятся слепыми, когда душа их очерствела. Они не понимают других людей, озлоблены на весь мир. Они становятся «слепыми» к жизни.

3.Если ропщут на Бога и не ценят своей полноценной жизни.

4.Зрячие теряют «свет», когда перестают видеть хорошее. Когда думают, что в мире не осталось ничего, за что стоит бороться. Когда в своих несчастьях винят всех, кроме самих себя. Когда теряют надежду, не верят любовь и в то, что жизнь прекрасна.

5.Люди, которые живут только для себя, в свое удовольствие, не замечают ничего и никого вокруг. Они видят только то, что хотят видеть. А разве тот, кто видит частично, может считаться зрячим?


Слово учителя. Что делать? Как помочь таким потерявшимся людям? Расскажу притчу о Философе и Бродяге. Бродяга поймал бабочку в кулак и подошел с вопросом к философу: «Живая или мертвая у меня в кулаке бабочка?» Сам Бродяга задумал: « Если Философ скажет, что бабочка мертвая, то я выпущу ее на волю. А если скажет, что живая, то я крепче сожму кулак». Что ответил Философ Бродяге?

(Все в твоих руках)

-Только от нас самих зависит, жить в темноте или тянуться к свету. Все в наших руках. «…И все-таки впереди огни…» Это значит, что жизнь продолжается. И жизнь прекрасна! Впереди огни, свет, надежда, путь вперед. Сегодня мы на уроке тоже проделали путь от чего-то непознанного к открытию нового.… Давайте обратимся к опорным картам и посмотрим, чему мы хотели научиться в начале урока и достигли мы результата? Может, кто-то дополнит записи.(учащиеся возвращаются к целям)


Слово учителя. В завершение урока хочу привести слова В.Г.Короленко: «…в страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. Заслуга в преодолении страданий, в борьбе за счастье». И путь должен быть только от тьмы к свету!


Домашнее задание. Найти ответ на вопрос: «Умел ли В.Г. Короленко играть на музыкальных инструментах».


Использованная литература:


  1. В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

  2. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А. Виноградова. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово — издательский дом « Русское слово – РС» , 2000.

  3. Образовательный портал «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» https://festival/1september/ru/articles/557244 Урок развития связной речи в 8 классе. Сочинение – развитие по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» ( статья Тимрюкова С.Н.)

Свежие документы:  Классная олимпиада по Литературе для 11 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: