УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Несветайло Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «БСОШ №1 им. А.М.Рудого
Тема урока: «Сравнительный анализ сказок разных народов» «Цель: выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской и русской народной сказки
Задачи: предметные
развивать умение анализировать текст;
выявить общие закономерности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях;
совершенствовать умение ориентироваться в тексте;
участвовать в анализе и обсуждении;
формировать представление о национальных особенностях сказочного жанра;
развивать устную речь учащихся
метапредметные
совершенствовать технику чтения;
развивать умение анализировать текст с применением литературоведческих понятий;
совершенствовать логические действия сравнения, анализа, построения умозаключений в соответствии с поставленным вопросом;
формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
совершенствовать умение работать в группе, готовность слушать собеседника и вести диалог;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, слова-опоры (жанры сказок), правила работы в группе, рисунок лампы, тесты, задания для работы в группах, аудиозаписи песен «Это было тогда…», «Где водятся волшебники», восточная музыка, выставка книг, флэш,
Ход урока: 1. Настрой на урок
Звучит песня «Это было тогда…»
2. Актуализация опорных знаний
— Куда нам предлагают отправиться? (в тогда)
— Что имеется в виду под этим словом?
-Что такое сказка? (литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил)
— Какие виды сказок существуют? (авторские и народные)
-Сейчас я предлагаю вам вспомнить жанры сказок.
3. Игра «Вспомни жанр сказки» (флэш)
Ученик выходит к компьютеру, другой читает задание, а третий называет жанр сказки. Учитель вывешивает на стенд название жанра сказки. (волшебные, о животных, бытовые, богатырские, докучные)
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
-Что вас привлекает в сказках? (волшебство)
— Какие сказки наиболее любимы детьми?(волшебные)
— Без чего невозможно представить себе сказку? (без волшебных помощников)
-Назовите признаки народных сказок? (зачин, магическое число, испытания героев, волшебные слова и предметы, помощники, счастливая концовка)
4. Игра «Верни герою волшебного помощника»
(по слайду)
— Предположите о какой сказке мы будем говорить на уроке? (Аладдин и волшебная лампа)
Она полюбилась нам, несколько уроков подряд мы наслаждались чтением этой сказки. Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили некоторые эпизоды из этой сказки, выполнив тест.
5. Тест по сказке (ученики сидят за столом по 6 человек- 4 группы)
Лист с тестом передаётся от ученика к ученику, каждый отвечает на 1 вопрос, можно принимать помощь друга.
Проверка тестов (1 ученик от группы зачитывает ответы)
— Аладдин-герой арабской сказки, а как чаще всего зовут героя русской народной сказки? (Иванушка)
-Какие сказки с его участием вы помните?
ФИЗМИНУТКА
6. Исследовательская работа по сравнению сказок разных народов
— Посмотрите на стол, вы видите книги. В чём их различие? (одни -русские народные сказки, другие- восточные)
— Предлагаю вам побыть исследователями и сравнить, работая в группах, две сказки «Сивка-бурка» и «Аладдин и волшебная лампа»
Вам нужно будет выяснить, в чём сходство и в чём различие сказок.
7. Работа в группах
Вспомните правила работы в группах.
Звучит восточная музыка
Отчёт групп, выразительное чтение эпизодов 4-ой группой
Вывод 1-ой группы: у героев много общего
Вывод 2-ой группы: сюжет сказок схож
Вывод 3-ей группы: у каждой сказки свои особенности, способы общения с волшебными предметами, свои волшебные помощники
8. Интеллектуальная минутка
— Напомните, кто придумал сказку «Сивка-бурка?» (русский народ)
— А сказку про Аладдина? (арабский народ)
-Какие различия существуют между этими народами? (говорят на разных языках)
-В этих сказках употребляются слова, различные по национальной окраске
-Посмотрите на слайд и разделите слова на 2 группы. (1- слова из сказки «Сивка-бурка», 2- «Аладдин и волшебная лампа»)
-Найдите значение слов, которые встретились в арабской сказке, в словаре и зачитайте. (после прочтения значения слова оно исчезает и появляются слоги)
— Сделаем вывод: сказки разных народов имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности
— Соберите фразу из частей. (Мы- настоящие волшебники)
9. Рефлексия
—Скажите, а что бы вы сделали если бы у вас в руках оказалась волшебная лампа?
Кто считает, что на уроке он был добрым волшебником — на лампе напишет своё имя красным фломастером, а кто ещё не смог им стать – синим.
(на доске прикреплён рисунок лампы)
Звучит песня «Где водятся волшебники»
10. Итог урока
Я тоже не волшебница, у меня в руках простая ручка с красной пастой и я ставлю вам всем за работу на уроке «5». Пусть этот урок для всех будет действительно волшебным и подарит вам радость.
11. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение «Если бы у меня была волшебная лампа…»
Причудлив мир арабской сказки,
Когда бедняк их бедняков
Жениться может на принцессе,
А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.
Быть может выдумка всё это, может правда,
Но тот , кто ищет мудрости, поймёт,
Что жажда золота, несметного богатства
К хорошему концу не приведёт.
В сокровищах коварных джинов
Взор жадный лампу старую не разглядит,
И только тот, кто чист душой и сердцем – знает
Не всё то золото, что ярче звёзд блестит
Использованные ресурсы:
1.Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Чураковой Н.А. п/р Захаровой В.В.
2. Флэш, картинки и музыка скачаны из интернета