Конспект урока для 11 класса «Мир образов Николая Гумилева»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Мир образов Николая Гумилёва


__________________________________________

(Тема урока)


ФИО (полностью): Барабашкина Любовь Ивановна


Место работы: МБОУ «Черемшанский лицей»


Должность: учитель


Предмет: литература


Класс: 11


Тема и номер урока в теме: «Мир образов Николая Гумилева»



Базовый учебник: Русская литература XX века: Учебник для 11 класса в 2 ч. / (В. Чалмаев, С.Зинин) –М: «Русское слово», 2010.



  1. Цель урока: дать представление о личности и поэзии Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме.


9. Задачи:

  • обучающие: обучать приемам анализа стихотворения.


  • развивающие: развивать образное мышление учащихся .


  • воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, вызывать глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям.


  1. Тип урока: объяснение нового материала

  2. Формы работы учащихся: групповая, исследовательская

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись.

  4. Структура и ход урока








Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент урока.


1

2

Проверка домашнего задания.


15

3

Новый материал

«Жираф«, Гумилев Николай Степанович,

«Капитаны«, Гумилев Николай Степанович, «Шестое чувство«




Прослушивание текста

Прослушивание текста

26

4

Итог урока

2

5

Домашнее задание

1













Приложение к плану-конспекту урока

Мир образов Николая Гумилёва

______________________________

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Жираф«, Гумилев Николай Степанович

Информационный, аудиофрагмент

Прослушивание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef9cfeb4-ca51-4176-a3ac-a25c95bf8bbe/?interface=pupil&class=54&subject=10



2

«Капитаны«, Гумилев Николай Степанович

Информационный, аудиофрагмент

Прослушивание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/ab3d95b3-bde9-4b1b-aa1f-971ca733bc01/?interface=pupil&class=54&subject=10


3

«Шестое чувство«



Информационный,аудиофрагмент

Прослушивание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1815f66-b6e7-a0eb-456d-357a0879a407/?interface=pupil&class=54&subject=10



















Тема: Мир образов Николая Гумилёва


Цели урока: дать представление о личности и поэзии Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме.

Задачи:

  • Образовательная: обучать приемам анализа стихотворения.

  • Развивающая: развивать образное мышление учащихся .

  • Развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, вызывать глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям.

Оборудование: портрет Н. С. Гумилёва, сборники его стихов; презентация «Воин, поэт, путешественник»

Методические приёмы: беседа по теории литературы, лекция учителя. Анализ стихотворений.

Эпиграф урока: Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.


Ход урока

1.Организационный момент урока.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Раскройте смысл понятий «акмеизм», «адамизм».

  2. На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?

  3. В чём вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?

  1. Слово учителя.

Н. С. Гумилёв – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.

  1. Сообщение заранее подготовившегося ученика о биографии Н. С. Гумилёва.

  1. Родился и провёл детство в Кронштадте, в морской крепости, т. к. отец – корабельный врач. 1 -2 слайды.

  2. 3 слайд. Учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был поэт Ин. Анненский. (4 слайд) Встречи и беседы с ним во многом формировали эстетический вкус молодого человека. Не случайно, что, ещё будучи в стенах Царскосельской гимназии, в 1905 г. 19-летний поэт выпустил 1-й свой сборник – «Путь конквиста́доров» (испанцы — авантюристы, отправляющиеся в Америку после её открытия для завоевания новых земель). Эту книгу подарил Ин. Анненскому, спустя гг., отдавая дань памяти наставнику, напишет:

Был Иннокентий Анненский последним

Из царскосельских лебедей.

Кстати, в этой книге уже есть стихи, посвящённые Анне Горенко, с которой к тому времени он уже дружил 2 года. Брюсов печатно откликнулся на эту книгу и пригласил Гумилёва к сотрудничеству в журнал «Весы». Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Волевая целеустремлённость натуры сказалась и в неустанной работе над стихом.

  1. Слайды 5-6. Слушал лекции в Париже, в Сорбонне в 1906 г. и интенсивно переписывался с В. Брюсовым, избранным в учителя (известно 70 писем Гумилёва Брюсову). Издавал там собственный журнал «Сириус», готовил новую кн. «Романтические цветы» (слайд 7), посвящённую Анне Андреевне, вышла в январе 1908 г. Со страниц книги взирали на читателей экзотические ягуары, львы, жирафы, «Орёл Синдбада» и т. д. Видны черты поэтического мира Гумилёва:

— подчёркнутая отчуждённость от пошлой современности,

— влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам,

— напряжённый и звучный стих.

  1. 8 слайд. И одновременно – очередной отказ Анны Андреевны стать женой (дважды он пытался покончить с собой из-за этих отказов).

  2. 9 слайд. Путешествовал 6 недель по странам Африки в сентябре 1908 г.

  3. В 1910 г. женился на А. А. Горенко (Ахматовой).

  4. Едва молодожёны вернулись из свадебного путешествия во Францию, как глава семейства тут же уехал в столь любимую им Африку.

  5. А без него выходит его книга «Жемчуга» (10 слайд) (1910), посвящённая Брюсову. В ней исследуется мир души; философская струя в ней выше: «Волшебная скрипка», «Христос», «Завещание», «Ворота рая». «Капитаны» давали понять, что перед читателями новый Гумилёв.

  6. 11 слайд. К тому времени отшумели дискуссии о судьбе символизма. Гумилёв создаёт ц е х, уверенный в том, что стихи может писать любой, если его этому обучить. В «Цехе поэтов» было 26 представителей разных направлений. Гумилёв взял бразды правления в свои руки, разделив членов нового сообщества на «мастеров», «синдиков» и «подмастерьев», которые должны работать над вещью по заданию «мастера». Понятное дело, далеко не всем нравились такие порядки. И поэтому многие предпочли своевременно покинуть «Цех». При «Цехе» было создано издательство «Гиперборей».

  7. Наиболее значительная довоенная книга «Чужое небо». Читателю было явлено высокое самостоятельное мастерство.

  8. 1912 г. – поездка с Ахматовой в Италию.

  9. Рождение сына. 12 слайд

  10. 13-16 слайды. 1913 – очередная экспедиция в Абиссинию. Коллекция, привезённая им и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на 2-м месте после коллекции Миклухо-Маклая.

  1. ) 17-18 слайды. Уйдя в 1914 г. добровольцем на фронт, получил 2 Георгиевских креста за храбрость. Ему было не просто попасть на войну. Ещё в 1907 г. его освободили от воинской повинности из-за астигматизма глаз. Но спустя 24 дня после начала войны он добился разрешения стрелять с левого плеча, был записан добровольцем в кавалерию и даже за отдельную плату, помимо общего курса, брал уроки фехтования. Так начала реализовываться 3-я ипостась этого человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин.

  1. Без Гумилёва «Цех Поэтов» распался сразу же, в 1914 г. В «Аполлоне» перестали появляться его знаменитые «письма о русской поэзии».

  2. 19 слайд. В мае 1917 г. по собственному желанию уехал на Салоникскую (Греция) операцию Антанты.

  3. На родину вернулся в холодный и голодный 1918 г. и сразу же включился в напряжённую работу: преподавательскую, переводческую, редакторскую. Тяжело пережил распад 1-й семьи, но напряжённейшая творческая работа помогла залечить душевную рану.

  4. Одна за другой новые книги: «Колчан» -1916, 20 слайд. «Костёр» — 1918, «Шатёр», «Огненный столп» — 1921. Последние гг. были необыкновенно плодотворны. Переводит нар. баллады о Робине Гуде, фр. нар. песни.

  5. 21 – 28 слайды. Поразительное предсказание Гумилёва «своей необычной смерти»:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще – подтвердилось. 3. 08. 1921 г. обвинён органами ЧК в участии в заговоре, расстрелян вместе с 60 привлечёнными по этому делу. Ныне стало известно, что основанием для обвинения «послужили никем не проверенные и не доказанные показания одного человека». Не было заговора учёных, не было участия в нём выдающегося поэта. Это был трагический день «чёрного месяца русской поэзии» (Г. Иванов)

Вместе с Сергеем Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилёва часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая – природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печатные, а порой трагические настроения поэзии Гумилёва.

В своём художественном воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы; античный мир, рыцарская эпоха, вре5мя великих географических открытий. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причём не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилёва, его реакция на «обыкновенное» в жизни.


  1. Чтение и анализ стихотворений.


Анализ стихотворения «Жираф». Слайд 29.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef9cfeb4-ca51-4176-a3ac-a25c95bf8bbe/?interface=pupil&class=54&subject=10

Одно из ранних стихотворений. В чём значение обращения к экзотике в этом стихотворении? Всё это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Весёлые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчуждённость героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание 1-й строфы, но уже почти безнадёжно: последние 2 строки.


Описание красот и чудес далёкой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенное для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.


Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебный, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»;


— сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподоблен радостному птичьему полёту.


Картину оживляет движение, которое чувствуется в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дробящейся в озере луны.


Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грёз.


Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны,

И светят в прозрачной воде жемчуга.


Читаем и анализируем стихотворение из цикла «Капитаны» (1909). Слайд 30.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/ab3d95b3-bde9-4b1b-aa1f-971ca733bc01/?interface=pupil&class=54&subject=10



Каков смысл названия цикла? Стихотворение имеет яркую романтическую окраску, отличается сочностью цветописи: «зелёные зыби», «жемчужные скалы», «золото с кружев», «розоватых брабантских манжет»


выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ч», «ч», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м» и звонкими губными «б», что передаёт музыку разгулявшейся морской стихии и придаёт энергию и мужественность стиху.


Каковы образы стихотворения? Неконкретны, обобщены. Речь идёт не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Обобщённость достигается, во-первых, описанием «разбросанного» по миру места действия: 1-я строфа.


— Какова специфика сюжета стихотворения? Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).


— Каковы средства обобщения в стихотворении? Обобщённость вырисовывается просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом «кто»: 2-я строфа.


Далее в 3-х строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщённый образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность – идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.


После сб. «Жемчуга» с 1912 по 1921 г. вышло ещё 6 книг лирики Гумилёва. Каждая – глубокое описание утончённых сфер духовной жизни, творчества. Предсмертная книга «Огненный столп» — вершина поэзии Гумилёва – насыщена этими мотивами.


Чтение и анализ стихотворения «Шестое чувство». Слайд 31.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1815f66-b6e7-a0eb-456d-357a0879a407/?interface=pupil&class=54&subject=10


— Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века? В нём в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилёва, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности — «взлюбленное вино», «добрый хлеб», женщина – прекрасны.


Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:

Так век за веком – скоро ли Господь?-

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.


4. Заключительное слово учителя. Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н.Тихонов, Э.Багрицкий, В.Рождественский, В.Саянов, В.Корнилов, А.Дементьев. По словам М.Дудина, Н.Гумилев необыкновенно «расширил наш мир познания неизведанного».

5. Домашнее задание. Выучить наизусть раннее стихотворение Н.Гумилева, сделать письменный его разбор.



Свежие документы:  Статья "Экологическое воспитание на уроках литературы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: