Конспект урока на тему «Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака»»

Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

(урок литературы в 7 классе)

Учитель литературы МОУ Заволжского лицея г. Заволжска Ивановской области Сосина Ольга Викторовна.

Тема урока: знакомство с писателем и чтение рассказа

Цели урока: — получить представление о личности Л. Андреева;

— прочитать рассказ;

— развивать речь через устные высказывания;

— воспитывать доброту, внимание к людям и ответственность.

Метод творческого чтения, его приёмы: выразительное чтение

иллюстрация

демонстрация

творческое задание по личным впечатлениям

Этапы урока: объявление темы; формулирование целей урока; выразительное чтение с анализом отдельных слов, выражений, деталей сюжета; беседа по прочитанному с анализом психологических деталей с помощью вопросов и развёрнутых ответов; домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности и своё отношение к прочитанному.

При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиа-проектор.


Ход урока:

Слайд №1 открывает урок.

Домашним заданием к уроку было прочтение рассказа целиком, для того чтобы на уроке сэкономить время и рассмотреть самые важные моменты, не упуская возможности выразительного чтения вслух.

Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с личностью Леонида Андреева и прочтём все вместе рассказ «Кусака». Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?

Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал — совместная формулировка первой цели; прочитать рассказ и понять, о чём он, что хотел автор сказать нам — совместная формулировка второй и четвёртой целей; третью формулирует учитель)

Слово учителя. Познакомиться с писателем и понять рассказ нам помогут следующие иллюстрации: пьеса П.И.Чайковского «Подснежник (Апрель)», фоном звучащая на протяжении презентации, ещё одна фотография писателя ( дети обратили внимание на то, что она совсем не похожа на ту, что есть в учебнике), рисунок художника начала двадцатого века Давида Бурлюка, фотографии современных авторов и анимационный образ собаки.


Слайд №2.

Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе

(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали о Леониде Андрееве?)


Слайд №3.

Выразительное чтение фрагментов с экрана.

Беседа по тексту. Кто главный герой рассказа? Почему? Как звали собаку? Почему у неё не было имени? Какие качества копились в её характере? Они были изначально или появились со временем? ( вопросы приводят к мысли о жестокости жизни, о том, что любой человек ( а речь идёт не только о собаке) может стать злым, если живёт в окружении жестокости, такого нельзя допускать)

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Адресаты лирики Пушкина»

Слайд №4.

Здесь можно обратиться к пересказу эпизода ( дети обычно рассказывают об этом без подготовки) и подумать над тем, почему поменялось настроение мужика ( возвращаемся к выводам из третьего слайда)

Слайд №5.

Обращаем внимание на «довольство собой и гордость» — качества личности, не позволяющие опуститься, озлобиться; выясняем, почему эти качества в собаке остались при всех унижениях

( она нашла своё место — в жизни появился смысл)


Слайд №6.

Здесь можно обратиться к тексту: какими мы видим людей? Как ведёт себя собака? Почему?

( на первый взгляд, жизнь налаживается, собака стала нужной людям, и люди, кажется, добры и заботливы)


Слайд №7.

Обратим внимание на иллюстрацию: глаза собаки на ярком, весёлом фоне лета; почему «странная мольба», для чего писатель задаёт вопрос о счастье? Что необходимо для счастья?

(здесь появляется мысль о доверии людям, о надёжности друзей, о взаимопонимании)


Слайд №8.

Первый фрагмент заставляет задуматься: почему писатель так изображает природу? (обычно дети сразу пересказывают конец , в связи с этим можно обратить внимание на авторские намёки, предсказания событий, часто встречающиеся в художественных произведениях)

После чтения второго фрагмента можно подумать над тем, какими словесными красками автор подчёркивает последующее (метафора « загорелась осень», олицетворения «заплакало небо», «прорвался луч», эпитет «анемичный» и т. д.)? Почему так?

Перед третьим фрагментом нужно найти в учебнике строки о разговоре с мамой и о последней прогулке Лёли с Кусакой, обратить внимание на поведение девочки (предпочтение породистой собаки дворняжке и уход юной героини от проблемы—это тоже жестокость жизни; кто-то вспомнил Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили»; если дети не вспомнят, учителю следует самому обратить внимание на эти слова)

После прочтения последних фрагментов подумаем, как собака переживает расставание

( троекратное повторение слова «выла» передаёт безысходность и трагедию брошенного существа, заставляет читателей сочувствовать и жалеть)

Слайд №9.

Содержимое данного слайда можно представить разными способами:

  1. Как письменную самостоятельную работу по прочтению и пониманию проблем текста.

  2. Как устные развёрнутые ответы на вопросы, появляющиеся в порядке осмысления рассказа ( коллективное обобщение материала).

Слайд №10.

Подведение итогов, выставление оценок за вдумчивое домашнее чтение ( детям, заметившим нюансы текста) и работу на уроке; домашее задание.


Использованная литература:

  1. Текст рассказа в учебнике для 7 класса под ред. Т. Ф.Курдюмовой

  2. Биографические материалы с сайта https://www.andreev.org.ru/

  3. Фотографии современных авторов

  4. Анимация с сайта «33 буквы»











Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе А. П. Гайдар "Совесть"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: