Максимова Юлия Юрьевна.
Урок литературы для 4 класса «Сказка о Жабе и Розе»
(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» — 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)
Вступление.
В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства художественной изобразительности.
К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.
Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.
Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.
События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения — вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.
Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.
Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.
Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.
Урок 1.
Цель 1-го урока:
Знакомство с текстом.
Определение системы образов.
Ход урока:
1.Орг.момент 30 сек. Цель этапа: Обеспечить готовность учащихся к уроку.
Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.
2.Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.
2. Проверить уровень подготовки д.з.3. Подвести к изучению нового материала.
Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?
Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».
Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?
Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат
нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,
чтобы мы сами сделали вывод.
Учитель: Действующие герои произведения «Attalea Princeps» —
Растения. Какой же характер у растений?
Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже
разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему.
Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.
Дети осуществляют в хрестоматии поиск произведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».
Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)
Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.
Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?
Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.
Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).
Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»
«Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.
4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.
1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)
Картина 1 – цветник.
Организация беседы по первичному чтению:
Ответы детей | |
| Роза росла в старом тенистом саду. |
| В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки. |
3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника? |
|
Картина 2 – Роза
Ответы детей | |
Выберите действия Розы | распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д |
Кому обычно принадлежат такие действия? | – человеку. |
Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.
| |
Выберите эпитеты в описании розы.
|
|
Что источала Роза? – Как об этом пишет автор? | (Запах был словами, слезами, молитвой). |
Какие слова помогают это представить?
|
|
Картина 3 – Жаба.
Ответы детей | |
Выберите описание Жабы. |
|
Какое впечатление производит Жаба? | отталкивающее, отвратительное
|
С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? | плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др. |
Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)
Слушаем выразительное чтение.
Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.
составление портретов, подбор аргументов.
Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.
Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?
Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.
5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.
1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.
Каждая группа должна подготовить в течение 6 минут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* — Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.
1 группа — о Розе.
2 группа – о Жабе
3 группа – о детях.
2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин
Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.
1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.
2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.
Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.
Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе).
1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.
2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.
1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает подготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.
(Примеры вопросов, подготовленных детьми:
-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?
-Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?
-Почему мальчик не выходил в сад?
-Какие звуки издавал ёжик? И др.)
По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.
2-я группа | 3-я группа | |
Анна ++ Ирина+++ Алексей + Итог: | Борис ++ Василий ++ Татьяна ++ | Лида + Никита ++ Николай +++ |
Обсуждение детских впечатлений от прочитанного.
Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?
Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).
Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?
Дети затрудняются дать ответ.
Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.
Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?
Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.
4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.
1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.
Экспозиция – завязка — развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.
2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?
Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:
Группы представляют свои варианты с комментарием.
Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.
Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.
Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.
Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.
Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.
Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.
Групповой мозговой штурм.
Представление вариантов групп
Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Ответы могут быть оформлены как плакаты.
Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.
Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.
Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?
Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.
Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.
Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».
7