Диалог культур. Край открытых сердец
Цель: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям,
традициям и культуре разных народов, учить толерантности
Оборудование:
Портрет и слова Д.С.Лихачёва:
Фонограмма гимна Ямала (Н. Корнилова), песни «Мой Надым», мелодии разных народов (русская, украинская, ненецкая, татарская);
Слайды 1.«Космос — планета – Россия — Ямал»
2. «Салют»
3. «Надым: начало пути — к современности»)
4. «Ненецкая одежда, узоры»
Национальные костюмы, блюда;
Сердечки, ручки.
Доска на ножках выставки иллюстраций на северную тематику.
Два стола: 1 — для национальных кулинарных изделий,
2— для фотовыставки
Самовар
Экран, магнитофон.
Оформление доски.
Эпиграф: «Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!»
слова Д.С.Лихачёва: «Культура должна быть открытой другим народам,
всему миру, тогда она сохранится и разовьется дальше».
Ход урока:
I блок (Приветствие)
Под музыку песни «Мой Надым» идут слайды «Космос — планета – Россия — Ямал». Выходит учитель за руку с учеником.
Ученик: Родной Ямал – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые,
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Учитель: Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край ямальский всех вас приглашаю.
Учитель: Нгани торова! (к ребятам) А на каком языке я вас поприветствовала? Что означают эти слова? (Вы сказали «Здравствуйте» на ненецком языке. Я видел эти слова на Дне оленевода. Они были написаны на транспаранте.)
Учитель: Да, это «здравствуйте» по-ненецки. Ребята, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Давайте поприветствуем друг друга на своем родном языке.
На украинском: ( Здоровеньки булы!)
На татарском: ()
На азербайджанском: (____________________________________________________)
На башкирском: (__________________________________________________________)
На коми: ( Видза — оланныд, дона, муса йэз!)
На башкирском: (___________________________________________________________)
Учитель называет национальности, дети на национальном языке говорят приветственные слова.
Учитель: Как это здорово! У нас в школе учатся дети разных национальностей. Есть дети, чьи родители из Азербайджана, выходцы из Башкирии, есть грузины, есть ненцы, украинцы, белорусы, татары и другие. То же и среди учителей.
Анна Николаевна Вахрушева—представитель северного народа коми, а Авазмурадова Шахлохон Озодовна – родом из Узбекистана. Лилия Викторовна Голынская украинка. Алла Александровна Абатурова – из Татарстана. Светлана Николаевна Семенова —из Чувашии.
II блок (Тема и задача урока )
Учитель: Ребята, обратимся к теме нашего урока «Край открытых сердец».
Как вы понимаете слово «край»? (ответы ребят)
А что значит выражение «открытые сердца», «человек с открытым сердцем»? (ответы ребят)
А всё выражение в целом как можно объяснить? «Край открытых сердец»?
(ответы ребят)
Итак, о чём же сегодня мы будем говорить? (ответы ребят)
А можем ли мы назвать Ямал краем открытых сердец? Вот об этой о земле, где живут люди добрые, приветливые, мы сегодня и будем говорить. (Обращаюсь к карте Ямала.) Вот он, наш край.
Люди каких национальностей живут на этой суровой земле? Сначала назовём коренных её жителей. А людей каких ещё национальностей можно здесь встретить? (ответы ребят по цепочке ) Правильно. — после этого слайд «Салют» (названия национальностей вылетают на карту Ямала)
Учитель: Мы живем на краю российской земли. Ямал—в переводе с ненецкого—это край земли. Но в этом краю собрались, чтобы добывать нефть и газ, люди со всех уголков страны. Огромный вклад вложили в развитие Ямала, земли нашей Надымской, представители более 30 национальностей. И засучив рукава, в труднейших климатических условиях обустроили и продолжают осваивать и украшать эту суровую землю. Построили газокомпрессорные станции, красивые города: Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский… Не узнать теперь и старинную столицу Ямала—город Салехард. А начиналось все здесь, в Надыме. Мы все можем гордиться нашей малой Родиной. Надымчане своим трудом согревают и Россию, и многие западные государства. Можно сказать, что они согревают мир и теплом своих сердец. Потому что нет у нас здесь никаких конфликтов, межнациональной вражды. Все национальности здесь живут и трудятся дружно. (идёт проекция слайдов «Надым: начало пути и современное время»)
III блок
Ребята, людей, живущих вместе, рядом, всегда что-то объединяет. Это единение может быть кровное и духовное.
Что значит кровное единство? (ответы детей)
А духовное? Что объединяет людей, разных по национальности? (ответы детей)
А что может быть символом духовного единения? (храмы, театры, библиотеки…)
Духовное единение российских народов в нашем городе символизируют два храма. Как они называются? (православный храм св. Николая Чудотворца и мусульманский – мечеть)
Ребята, культурным центром духовного единения народов является также ЦНК. А кто бывал в центре? (Я). Расскажите нам о нём. (2-3 мин.)
А для чего нужно сохранять родную культуру? (Чтобы не забывались родные корни, потому что дерево без корней сохнет). О таком взаимопроникновении культур замечательно сказал всемирно известный ученый, академик Д.С.Лихачев (Читает с доски):
«Культура должна быть открытой другим народам, всему миру, тогда она сохранится и разовьется дальше».
(Из книги «Заметки о русском…». 1981 год)
Золотые слова. Действительно, нельзя вариться в собственном соку. Выигрывает тот, кто с открытым сердцем, с интересом относится к другим. Не ленится узнавать культуру других народов. Потому что у каждого народа, как и у каждого человека, есть что-то свое, особенное, сокровенное в душе, не похожее на других – своя изюминка.
Песни, например. Что характерно для украинской песни, а для русской? (У украинцев они красивые, протяжные, как бескрайние просторы степей. У русских людей песни отражают широту души, удаль, светлую грусть лесов и полей).
А вот проверим, насколько мы знаем песни свои, родные, и других народов. (Конкурс «Угадай мелодию»)
Свои культурные изюминки, отличающие северный тундровый народ от других, есть, конечно, и у ненецкого народа. Есть интересные сказки, которые не встретятся у жителей более южных широт. Их древняя языческая культура отражает огромное уважение ненцев к природе. Ненцы — спокон веку кочевой народ. Поэтому в нем очень развита наблюдательность, острое зрение и слух.
Почему? (потому что многие столетия, кочуя по просторам лесотундры, ненцы выработали эту зоркость, тонкий слух и внимание к каждой мелочи. К каждому бугорку и березке, чтобы не заблудиться со стадами среди бесчисленных речек, озерков, болот, которые выглядят одинаково).
Это качества, необходимые каждому тундровику. А насколько наблюдательны мы с вами? (Викторина)
IV блок
Учитель: Все вы видели ненецкую национальную одежду. Как она называется? (ответы ребят) Что вам больше всего запомнилось? ( Красивые меховые узоры) (слайды «Ненецкая одежда, узоры»)
Верно. Таких тонких меховых узоров нет ни у кого, кроме северных народов. Почему ненцы используют такие яркие, красочные узоры для отделки своей одежды? (Люди везде тянутся к красоте: что в жаркой Африке, что здесь, у Северного Ледовитого океана. Поэтому ненцы стремятся сделать свою одежду ярче, красивей. Ведь природа Крайнего Севера скупа, особенно зимой, на яркие краски).
Ненцы всегда с благоговением относились к природе. Почти как к живому существу. И потому женщины просили прощения у земли за то, что ранят её, втыкая острый шест, собирая чум на новом стойбище: «Прости, Мать-земля, за эту рану».
Такое же трепетное отношение к земле и у других народов. Почему? (ответы ребят)
Земля – кормилица , мать всего сущего. Поклоняются люди и всевозможным животным, растениям, которых считают священными. У народов коми и ханты – это медведь, у ненцев – олень, славяне почитали берёзу. Всё это отголоски языческих верований.
А вчера началась широкая Масленица. Что это за праздник? (ответы ребят)
Верно. Это праздник прощания с зимой и встреча весны. А ведь он тоже сохранил в себе остатки языческих верований славян. Поскольку народ русский всегда отличался щедростью, хлебосольством, то и Масленица отмечалась на широкую ногу.
Что готовит российский народ на праздники? Национальные блюда. ( представление блюд: дети в костюмах выходят с блюдом, кратко о нём рассказывают, ставят на стол вокруг самовара)
И главным блюдом стола в Масленицу, конечно же, являются блины. (выносят)
Стол накрыт. Посмотрите, сколько блюд разных национальностей стоят на одном столе: вкусных, прекрасных. Так и мы, люди разных кровей, сосуществуем рядом мирно, дружно, дополняя друг друга.
Так можно ли назвать Ямал краем открытых сердец? (да, мы надымчане, земляки, нас объединяет общая малая родина ;все мы – и дети, и взрослые – питомцы и носители великой российской культуры, развившейся из суммы достижений культур всех её народов.
V блок
—Все мы, ребята, надымчане, родились в суровом, холодном крае, но с открытыми, горячими сердцами. Возьмёмся за руки (поют)
Мы о севере холодном
Знаем всё не понаслышке
И крутой его характер
Познавали с букварём.
Мы расскажем, что не просто
Мы девчонки и мальчишки —
Надымчане,- и понятно, ведь в Надыме мы живём. (2 раза)
Ученик: А теперь мы хотели бы наши открытые сердца подарить вам, уважаемые гости!
(говорят пожелания на своем родном языке и под музыку дарят сердца)
И сегодняшнюю нашу встречу мне хочется закончить словами ненецкого поэта Леонида Лапцуя:
…И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите дом – вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!
(начинается музыка №5)
Источники материалов:
Д.С.Лихачев, «Заметки о русском…», М.: 1981 год