Автор: Иванова Наталья Александровна.
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей центр развития творчества детей и юношества
«Созвездие»Шатурского муниципального района
Московской области.
Должность: Педагог дополнительного образования.
Дополнительные сведения:
Фельт, Фильцнадель, Валяние — процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. Войлок — особого рода полотно, получающееся путем спутывания между собой волокон шерсти. Существует три принципиально разных способа сбивания волокон.
Первый, «сухой» — «фильцевание», когда моточек непряденой шерсти многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, формируя необходимый объем. Иглы для фильца имеют особые насечки в направлении, противоположном движению иглы, которые позволяют «перепутывать» и увлекать внутрь комка волокна, сваливая их все плотнее и плотнее.
Второй, «мокрый» — «валяние», здесь шерсть расстилают ровным слоем на холсте, сетке или циновке, смачивают горячей водой и мыльным раствором, свертывают в трубку вместе с основой и катают по ровной твердой поверхности.
И смешанный способ, когда присутствует и фильцевание, и валяние.
Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние- техника, доступная для начинающих.
Список используемой литературы:
Коллекция журналов «Ручная работа».Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»;
Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство-М.: «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи)
Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995.
Подласный И. Педагогика. М.: Владос, 1999.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Шатурского муниципального района Московской области
на тему: «Сказочный цветок»
Педагог дополнительного образования:
Иванова Наталья Александровна.
г. Шатура 2011г.
Тема занятия: «Сказочный цветок».
Техника: «сухое валяние», полуобъемное изделие.
Возраст детей: 7-12лет.
Второй год обучения.
Цель занятия: научить детей поэтапно изготавливать полуобъемные цветы, из гребневой натуральной шерсти, в технике «сухое валяние».
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки работы с натуральной непряденой шерстью (гребневой лентой);
научить детей выкладывать из непряденой шерсти – «Сказочный цветок»;
закрепить знания о сухом валянии, видах натуральной шерсти;
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к окружающему миру;
прививать навыки аккуратности и самостоятельности;
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать пространственное представление;
Здоровьесберегающие:
использование на занятии здоровьесберегающих элементов (минутки релаксации, физкультминутки, смена деятельности);
следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии;
Оборудование:
непряденая шерсть различных цветов, губка автомобильная, игла для фильцевания, технологические карты, эскизы цветка, образец «Сказочный цветок»,карточки с цветами (для станций), нарисованная поляна для цветов, пазлы, работы известных художников, таблицы по ТБ, музыкальный центр, аудиозаписи со звуками природы.
Ход занятия:
Организационная часть(эмоциональный настрой), новая тема.
-приветствие;
-проверка готовности обучающихся к занятию;
-настрой обучающихся на работу;
Педагог :Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с загадок.
Постарайтесь их разгадать и ответить на вопрос:
-О чем сегодня на занятии пойдет речь? Чем мы будем заниматься?
Загадки:
Видел я такой цветок-
Золотистый ободок,
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (одуванчик)
Эй, звоночки,
Синий цвет,-
С язычком,
А звону нет. (колокольчик)
На травке-муравке
Да резной лавке
Сидят-грустят Наташки,
Белые юбки, желтые рубашки. (ромашки)
Педагог : Итак, кто же догадался, о чем на занятии пойдет речь?
Совершенно верно, мы с вами совершим путешествие в страну цветов.
Педагог :Тема нашего занятия : «Сказочный цветок», полуобъемное изделие, техника: «сухое валяние».
Цель : научиться поэтапно изготавливать цветы -полуобъемное изделие, в технике «сухое валяние».
Педагог : Перед тем, как приступить к нашему занятию, давайте вспомним:
какие изделия относятся к объемным? (подушка, игрушка и т.д.)
полуобъемным? (картины, брошки и тд.)
какие материалы и инструменты используются для «сухого валяния»?(непряденая шерсть, поролон, иглы для валяния)
на какие две группы делится натуральная шерсть? (очес и гребневая лента)
Молодцы ребята, отлично справились с этим заданием! А теперь давайте обратим внимание на стенд!
(На стенде прикреплены карточки с цветами, на обратной стороне которых написаны названия станций).
Педагог : Вот и наконец, мы с вами приблизились к стране цветов, посмотрим,
в чем же ее волшебство!
(открываем карточки с цветами )
Станция поэтическая.
Педагог::Как вы думаете, кто живет на этой станции? (поэты).
Кто такие поэты? (люди, которые пишут стихи).
О чем будут стихи у поэтов, живущих в стране цветов?
Верно, давайте послушаем эти стихи. (читают дети).
(сюрпризный момент: карточки со стихами прикреплены внизу парт)
***
Родился ландыш
в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы.
(Екатерина Серова)
***
Гроза прошла, и ветка роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных
слез,
И гром вдали гремит
раскатом.
(Александр Блок)
Педагог : Кто запомнил фамилии поэтов?
Как поэты относятся к цветам?
Цветы- это источник вдохновения для поэта.
Педагог : Молодцы ребята! Отправляемся на следующую станцию.
Станция угадай-ка.
Педагог : На этой станции вам предстоит сложить цветок из фрагментов и написать,
как он называется. (Собирают пазлы).
А теперь, дайте проверить свой ответ соседу напротив. Самопроверка.
Педагог : Какие цветы вы еще знаете?
Молодцы ребята! Отправляемся на следующую станцию.
Станция мастеров.
Педагог : Цветы всегда вдохновляли художников.
Многие из них создавали прекрасные картины, на которых изображены цветы.
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительными работами художников:
«Голубые кувшинки»
Клод Моне написал картину, впечатляющую своими размерами (200*200см),
около 1919г, в Живерни. Картина сейчас хранится в музее Орсе, Париж.
« Двенадцать подсолнухов в вазе»
Написал картину :Ван Гог. Холст, масло 91*72см. Мюнхен. Национальное собрание живописи.
Педагог : Мы с вами , ребята, тоже настоящие мастера декоративно-прикладного творчества.
Педагог : Ребята, вы, наверно уже обратили внимание, что наша цветочная страна вся украшена цветами, только одна поляна пустует, наша с вами задача вырастить на этой полянке «Волшебные цветы»!
Но сначала, немного поиграем.
II. Спортивная минутка.(проводят обучающиеся)
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы (подтянулись)
Небывалой красоты (руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними подтянись и ты (подтягивание)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускаются цветочки, (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему растут.
Упражнения для снятия усталости с глаз.
Педагог: Отдохнули. А теперь за дело.
III. Практическая часть.
Педагог :
Перед тем, как приступить к изготовлению цветка, давайте вспомним правила техники безопасности.
Ответы детей. (рабочее место, правила работы с иглой)
Педагог : Педагог показывает образец «Волшебный цветок».
Мы будем изготавливать наш цветок из гребневой ленты.
Дети приготовили домашнее задание : нарисовали эскиз цветка, который будет использоваться в дальнейшей работе.
Перед обучающимися лежат: технологические карты, эскизы, губки поролоновые, иглы для фильцевания, шерсть для фильцевания, звучит музыка со звуками природы.
.
Педагог показывает на образце (доске), как выкладывать цветочек- поэтапно, сначала один лепесток, затем остальные, и серединку.
Особое внимание уделяется цвету цветка.
Педагог: Вот мы и сделали с вами «Волшебный цветочек», но чего-то
не хватает – травки , листочка. Прикалываем зеленую травку.
Итог занятия.
Педагог: Наше путешествие, в страну цветов, завершилось.
На какой станции закончилось наше путешествие? (мастеров)
Итак, скажите, что нового вы сегодня узнали?
Посмотрите на свои работы, как вы думаете, из нас получились мастера?
Педагог: Ребята, вы все молодцы, очень старались!
Педагог: А сейчас, ребята, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что работа выполнена отлично, значит прикрепите свои цветочки вверху поляны;
если работа выполнена на хорошо, то прикрепите цветы в низу поляны;
ну ,а кто считает, что у него совсем ничего не вышло,… прикрепите цветочек рядом с поляной.
Педагог : Молодцы ребята, я очень рада вашим успехам, труд сообща идёт легко, когда все мы работаем с желанием. Когда в изделие мы вкладываем частичку своей души, сердца, таланта. Наше путешествие в страну цветов закончено. Всего вам доброго до свидания!