Конспект урока на тему «Стилистическая роль определений в поэтических текстах»

Автор работы: Тихомирова Елена Анатольевна

Место работы: МОУ СОШ № 4, г. Оленегорск

Должность: учитель русского языка и литературы



Тема: Стилистическая роль определений в поэтических текстах

Цель: расширять и углублять знания обучающихся об изобразительно – выразительной роли определений в поэтических текстах;

Задачи:- совершенствовать речь и навыки самостоятельной работы обучающихся;

— развивать творческие способности и художественный вкус обучающихся;

— воспитывать любовь к родным и близким, малой и большой Родине, активную гражданскую позицию.

Оборудование урока: — мультимедийный проектор;

— карточки с текстами;

— карточки со словами: медвежий, волчий, львиный, крокодиловый, мышиный, лебединый;

— карточки – помощники для работы со слабоуспевающими обучающимися;

— карточки с деформированными текстами.

Источники информации:

  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., Словарь – справочник лингвистических терминов. – М.1985.

  • Лотман Ю.М., Учебник по русской литературе. Раздел « А.И.Герцен». – М.2000.с.163.

  • Ожегов С.И., Словарь русского языка. – М.1989.

  • Гумилев Н., Избранное. – М.1990.

  • Колычев Н., Цветы и люди. – Мурманск.1987.с.3.

  • Рыжов А., Снег пречистый. – Мурманск.1998.с.10.

  • Заболоцкий Н., Вешних дней лаборатория. – М.1987.с.138.

  • Фотографии из личного альбома.













ХОД УРОКА

I. Самоопределение к учебной деятельности

УЧИТЕЛЬ: Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть. У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь мне, пожалуйста.

II. Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ: Писатель А.И. Герцен сказал: М/М(слайд 1)

«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

Итак, у нас сегодня урок развития речи и тема нашего урока: М/М(слайд 2)

«Стилистическая роль определений в поэтических текстах».

Записываем число и тему урока.

? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(мы сегодня обратим внимание на стилистическую роль определений в поэтических текстах, понаблюдаем над ролью эпитета в художественном тексте, почему именно этот эпитет из многих возможных выбирает автор текста, какое настроение он этим хочет передать).

? Назовите известные вам стили речи.

? В каждом ли стиле речи будут употребляться определения?

? Одинакова их роль в художественном, публицистическом стилях и в научном, деловом? Какова роль определений в каждом из этих стилей?

? Что такое эпитет? Приведите пример «говорящего», «оценивающего» эпитета.

III. Работа по теме урока

Вы помните, что не каждое определение – эпитет. Есть логические определения: деревянная кровать, серебряная ложка, заячья лапа. Но эти же определения будут нести смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, если мы отнесем их к другим предметам: деревянное лицо, серебряный ручей, заячья душа, и станут эпитетами.

Задание по рядам: подберите существительные к данным прилагательным, чтобы в первом случае это прилагательное было определением, а во втором случае – эпитетом.

Работа со словами (класс работает со словами, написанными на доске):

I ряд — медвежий, волчий,

II ряд — львиный, крокодиловый,

III ряд — мышиный, лебединый.


Карточка для слабоуспевающих обучающихся (эта карточка лежит на столах):

медвежий (услуга, лапа),

волчий (аппетит, след),

львиный (доля, шкура),

крокодиловый (слезы, зубы),

мышиный (возня, нора),

лебединый (стая, песня).

? Объясните орфограмму в прилагательных: львиная, мышиная, лебединая – одна Н.

? Какие прилагательные являются эпитетами? (Слова, несущие на себе какую-то эмоциональную и смысловую нагрузку).

Если мы посмотрим определение термина эпитет в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» под редакцией Д.Розенталя, то мы увидим: М/М(слайд 3)

Эпитет (от греч. – приложение) – художественное, образное определение (веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска);

«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова дает такое лексическое значение этого термина:

Эпитет (в поэтике) – определение, прилагаемое к названию предмета для большей изобразительности (синее море).

Я предлагаю поработать с текстом поэта Серебряного века Н.Гумилева. Перед вами стихотворение, в котором описан портрет мужчины.

Задание: «Рассмотрите» его и ответьте на вопросы: о чем стихотворение? Каковы композиционные части этого стихотворения? М/М(слайд 4)


Картина в Лувре работы неизвестного (карточка с текстом лежит на каждом столе)

Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.


Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.


И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.



Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.


В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.



Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.



? О чем это стихотворение?

? На какие две смысловые части делится стихотворение и почему?

? С помощью каких эпитетов автору удается создать внешний и внутренний портрет человека?

Для ответа на этот вопрос вам нужно распределиться на две группы.

Физкультминутка.


IV. Первичное закрепление знаний

Работа по группам: выписать эпитеты с определяемым словом М/М(слайд 5)


Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.


Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.


И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.



Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.


В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.


(I группа первая часть стихотворения (зеленый цвет);II группа — вторая часть стихотворения (синий цвет). Для защиты работы группы к доске выходит один человек.

Ответ первой группы: пурпуровая рана, печальные уста, к непознанным усладам, бледный мрамор полнолуний, кровавые распятья М/М(слайд 6).

Кто из группы хочет дополнить ответ?

Вопрос к первой группе: почему вы не выписали «подземные озера»?


Ответ второй группы: страшный жребий, кровавая комета, столетние обиды, атласной кожи М/М(слайд 7).


М/М(слайд 8)Он злобен, но не злобой святотатца…

Он злился, но не злобой святотатца…


Вопрос ко второй группе: почему поэт употребил краткую форму прилагательного «Он злобен», а не «он злился»?


Вопрос к обеим группам: почему так много цветовых эпитетов? Перечислите их:

М/М (слайд 9) пурпуровая, бледный, кровавые, кровавая — это поэтический портрет.


Картина в Лувре работы неизвестного М/М (слайд 10)

Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.


Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.


И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.



Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.


В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.



Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.


?Обратите внимание на название стихотворения «Картина в Лувре работы неизвестного», поэтому для создания образа картины (передачи содержания картины) так много цвета.

? Какова роль эпитетов в этом стихотворении? (Эпитеты помогли создать образ человека).

?Какого человека?

Вывод: эпитет играет определяющую роль в создании художественного поэтического образа.


Задание: Перед вами отрывок текста Н.Заболоцкого (карточка с текстом лежит на каждом столе). М/М(слайд 11)

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль не чиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.


?Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? (Метафора, олицетворение, эпитет).

? Какую риторическую фигуру использует автор в тексте? (Инверсия).


М/М(слайд 12) Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль не чиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.


? Какова роль ее в тексте?

? А почему именно «взъерошенный»? Как вы это представляете? Нарисуйте.

Вывод: таким образом, эпитет помогает в создании инверсии, несущей смысловую нагрузку фразы.


Недаром говорил известный литературовед – пушкинист Ю.М.Лотман: М/М(слайд 13)

«Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты…относят к золотому фонду национального языка».


Эти слова Лотман сказал в XIX веке, но они актуальны и в XXI. Забота о языке, о его чистоте, образности – приоритетное направление развития современного русского языка. Сегодня 8 апреля… Учебный год заканчивается… Наш урок – мизерный вклад в развитие «великого и могучего»… Но капля и камень точит…

Употребление свежих, удачных эпитетов – обогащение родного языка. Давайте посмотрим, как это делают поэты Мурманской области: Н.В.Колычев, М/М(слайд 14) с которым мы встречались в 6-ом классе на его поэтическом вечере в Центральной Детской библиотеке, и А.С.Рыжов, М/М(слайд 15) в 5-ом классе мы присутствовали на его поэтическом вечере в Музыкальной школе. Стихотворения Колычева и Рыжова, с которыми мы работаем на уроке, из их первых поэтических сборников «Цветы и люди» и «Снег пречистый».


V. Включение в систему знаний


М/М(слайд 16) Перед вами деформированные поэтические тексты, отсутствуют эпитеты (карточка с текстами лежит на каждом столе).


Н.Колычев.

Уже почти неразличимы краски

И близок час __1______ темноты,

Но, солнце помня, светятся, не гаснут

В ___2______ травах____3____ цветы.


Я вижу их за____4____ кустами,

Тепла их отразившая вода…

Слова мои да прорастут цветами,

Такими же, светящими всегда!


Пусть в сумрак душ прольются ______5_______ светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть…


А.Рыжов

Я вернусь непременно, мама!

Не печалься же ни о чем.

Слишком крепко вцелован в память

Наш 1 на сосны дом.


Осень. Облако ___2____ лапой

Щёки ____3_____ трёт луне.

«До сви-да-ния!» — цокот капель

Возвращенье пророчит мне.


Край___4____! В этой жизни__5____

Ощущаю, не став грубей,

Как из семени расставаний

В сердце всходит любовь к тебе.



Задание: Попробуйте(I вариант – стихотворение Колычева, II вариант – стихотворение Рыжова) восстановить текст, подставив подходящие по смыслу эпитеты (я записываю на доске подобранные учениками эпитеты, цифры записаны на доске заранее).

Обратимся к оригиналам.


А.Рыжов М/М(слайд 17)


Я вернусь непременно, мама!

Не печалься же ни о чем.

Слишком крепко вцелован в память

Наш глядящий на сосны дом.


Осень. Облако серой лапой

Щёки зябнущей трёт луне.

«До сви-да-ния!» — цокот капель

Возвращенье пророчит мне.


Край родной! В этой жизни рваной

Ощущаю, не став грубей,

Как из семени расставаний

В сердце всходит любовь к тебе.


Н.Колычев М/М(слайд 18)

Уже почти неразличимы краски

И близок час угрюмой темноты,

Но, солнце помня, светятся, не гаснут

В остывших травах желтые цветы.


Я вижу их за тёмными кустами,

Тепла их отразившая вода…

Слова мои да прорастут цветами,

Такими же, светящими всегда!


Пусть в сумрак душ прольются добрым светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть…



Учащиеся сравнивают подобранные ими эпитеты и эпитеты авторов-поэтов на экране М/М(слайд 19).


? Почему именно такие эпитеты использовали авторы? (Это их видение образа).


Я зачитываю стихотворения, акцентируя внимание на фразах из стихотворения Колычева: «Я знаю, что не лишний в этом мире, но хочется необходимым быть…» и из стихотворения Рыжова: «Край родной!… В сердце всходит любовь к тебе».

Мне хочется, чтобы каждый из вас вырос достойным гражданином своей страны, любящим маму, малую и большую Родину, свято исповедующим фразы «не лишним» и «необходимым быть»,тогда ваши души будут всегда наполнены «добрым светом»!


М/М(слайд 20)

Пусть в сумрак душ прольются добрым светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть… (слова мигают)


VI. Рефлексия деятельности


? Что нового узнали на уроке?

Выводы: эпитеты помогают создать яркий образ, используется в инверсии, в поэтической речи, в художественном и публицистическом стилях. Эпитеты для характеристики одного и того же предмета у каждого человека могут быть свои, разные. Эпитеты в поэтическом тексте отражают индивидуальность каждого человека.


VII . Домашнее задание М/М(слайд 21)


Дифференцированное домашнее задание: на уроке вы работали в тетрадях по развитию речи, в них выполните домашнее задание и мне сдадите. При выборе задания оцените свои возможности:

  1. Написать четверостишие с использованием эпитетов (тема любая).

  2. Подобрать эпитеты к пяти явлениям или предметам (большее количество – приветствуется!).


VIII. Подведение итогов

Разрешите оценить вашу работу на уроке.

Оценка бывает словесная и балльная, т. е. отметка. Словесная – молодцы!

Сейчас встаньте, кто сегодня оценил свою работу на уроке хотя бы одной «галочкой»! Здорово, сразу видно, на уроке работали все. Попрошу сесть ребят, которые поставили себе за работу на уроке менее четырёх «галочек». Вот самые активные обучающиеся. Поднимите руку, у кого 4 «галочки», если вас устраивает 4, я поставлю эту отметку в журнал, если нет – сядьте. Остались, кто набрал 5 и более баллов, и вы получаете за урок заслуженную отметку «5».

Каждый из вас получит отметку за работу на уроке после проверки домашнего задания.


? С каким настроением вы уходите с этого урока? Хочется творить?

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Свежие документы:  Конспект урока чтения в 3 классе «Как рождается книга»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: