Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. УМК «Школа России».
Тема : «Уроки Льва Толстого».
Цели: Узнать новые сведения об авторе;
— ознакомиться с многообразием книг Л.Н. Толстого;
— повторить изученные уроки добра и выучить новые;
— проверить умения работать в паре и в группе.
— развивать чувство коллективизма, умение прийти на помощь своему товарищу.
Оборудование:
Сигнальные карточки двух цветов: синяя – ответ не правильный, зелёная — ответ верный. Цифровой веер – для подсчёта количества предложений в тексте. Карточка, указывающая на работу в паре (на картинке 1 девочка и 1 мальчик). Карточка, указывающая на групповую работу (нарисованы дети). Карточка, указывающая на работу по цепочке(нарисована цепь).Звёздочки – награда за правильный ответ.
2 Портрет писателя.
Выставка книг Л.Н. Толстого.
Карточки-выводы к рассказам писателя. «Нельзя», «Мучить животных», «объедаться», «жадничать», «обманывать», «лениться», «отнимать силой»
Учебник «Русская Азбука» ( стр.220).
Связка баранок.
ТСО.
Пояснение для учителей: В учебник «Русская Азбука» включены далеко не все рассказы Л.Н. Толстого. Посчитала необходимым заранее пройти на уроках литературного чтения дополнительные рассказы. Такие как: «Мышь», «Пётр и Иван», «Лгун», «Филиппок».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Тема урока:
Уроки Льва Николаевича Толстого.
3.Цели урока:
— Сегодня мы повторим уроки добра, которые написал для нас Лев Николаевич Толстой. Постараемся запомнить их и применять в повседневной жизни;
— Пройдём новые уроки добра;
— Будем работать над развитием речи;
— Посмотрим, умеете ли вы помогать своему товарищу и договариваться с ним.
4 Правила урока
Учитель: — Какие правила будут действовать на уроке? (повторение правил детьми).
Отвечай чётко и громко, помогай своему товарищу, пользуйся сигнальными карточками, не выкрикивай. Хорошо знай ответ, если поднял руку. При правильном ответе получаем звёздочки, при нарушении дисциплины отдаём звёздочки. В конце урока записываем количество звёздочек в оценочный лист.
5 Проверка домашнего задания
Учитель: — Мы выучили не только буквы русского алфавита, но и знаем буквы славянской азбуки. Эти буквы и слова забывать нельзя.
(Выходят дети, в руках у них буквы старославянского алфавита)
Ученик: Буква «ЛЮДИ» Ученик: Буква «РЦЫ»
Люди, вы в ладу живите: Недаром я собой горжусь,
Ласку и любовь несите. Ведь я начало слова Русь!
Лучистое солнце не делим на части, Ученик: Буква «Добро»
и вечную землю нельзя разделить. Не зависит доброта от роста,
Но искорку счастья, Не зависит доброта от цвета,
Ты можешь, ты должен друзьям подарить! Доброта не пряник, ни конфета!
—Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько букв было в славянском алфавите?
-Как называли славянский алфавит? (Кириллицей)
-Кто придумал и составил его?
-Как называли Кирилла и Мефодия? (первоучителями, равноапостольными)
Учитель: — За шесть месяцев мы изучили все буквы русского алфавита и вот третий урок мы свободно читаем. Самостоятельно прочитайте тему урока и слова писателя.
6 Сведения об авторе
Запуск презентации
Слайд 3. (Читаем и обсуждаем) Тема: «Уроки Льва Толстого»
Эпиграф «Есть знания, необходимые каждому»
(Заранее подготовленный ученик или сам учитель)
Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель. Родился в Тульской губернии 183 года назад в семье князя Толстого. Рос живым и общительным ребёнком. Когда ему было 2 годика, умерла его мама. Маленькому Льву было 9 лет, умер отец. Маленькому мальчику пришлось жить в Москве, в Казани, и в Петербурге.
Слайд 4. (Ученик или учитель) — Став взрослым молодым человеком Лев Николаевич возвратился в своё имение, в деревню Ясная Поляна.
Слайд 5. -Там он открыл школу. Сам стал учителем в ней. В школу приходили ребята разного возраста и учились читать и писать. Это занятие так понравилось Толстому, что он помог открыть ещё 20 школ вблизи своей деревни.
Слайд 6. В каждом классе есть детишки-шалунишки. Были такие детки и у Льва Николаевича. Прочитайте слова-обращения Льва Николаевича к таким детишкам. (Читают самостоятельно, хором, выборочно.)
Игра «Снежный ком»
— Найдите самое трудное слово в этом обращении и поиграйте в игру «Снежный ком». (Например слово «пожалуйста»: п, по, пож, пожа, пожал, пожалу, пожалуй, пожалуйс, пожалуйст, пожалуйста. ) Поработать над 2-3 разными словами.
7 слайд. Много интересных поучительных книг написал этот писатель. Он писал для детей.
8 слайд. Он писал о детях.
9 слайд. Его книги любят не только дети, но и взрослые. Вот, например, книжка «Филиппок» переиздаётся много раз, и все её издания очень интересны.
Повторение уроков добра
10 слайд. — Давайте вспомним и повторим все добрые уроки Льва Николаевича. Вспомним, чему они нас учили и чего делать «Нельзя»?
На доске висит слово «Нельзя» 1. 2. 3. 4. 5. 6.
11 слайд. Урок 1. Найдите в учебнике рассказ «Чиж», прочитайте его. Кто хочет пересказать? (пересказ 2-3 учеников).
-Сделайте вывод.
Ребёнок делает вывод, выбирает табличку и показывает детям, они сигналят карточкой. Выбирают правильную табличку «Нельзя мучить животных».
12 слайд Урок 2. Рассказ «Мышь».
— Прочитайте и скажите, что было дальше? (Рассказывают).
— Сделайте вывод.
(Сигналят карточками и выбирают нужную карточку и крепят к доске). «Нельзя объедаться»
13 слайд Урок 3. На слайде иллюстрация к рассказу «Жучка».
-Найдите и прочитай этот рассказ. (Дети самостоятельно определяют рассказ и находят его, если кто-то затрудняется, то дети указывают страницу 185).
-Сколько предложений в рассказе? (указывают веером)
Работа в паре
-Работайте в паре. Поочерёдно прочитайте предложения.
Какой урок извлекли? «Нельзя жадничать»
(Сигналят, выбирают табличку и продолжают список).
14 слайд. Много рассказов о животных мы встретим в книгах Толстого.
-Какие рассказы о животных этого писателя помните? (если дети не помнят, то учитель демонстрирует книги о животных с выставки)
15 слайд Физкультминутка
16 слайд Урок 4. Вспомните рассказ «Правда всего дороже» (с 201)
-Посмотрите на картинку, что перепутал художник? (На картинке вместо чашки нарисована ваза; в рассказе пришёл отец, а на картинке пришла мама).
— Перескажите этот рассказ. (2-3 ученика).
-Сделайте вывод. «Нельзя обманывать»
(Сигналят карточками, и вывод-карточку крепят на доске).
17 слайд. Урок 5. ( Рассказ «Пётр и Иван»)
-Прочитайте рассказ и подумайте, что произошло вечером?
Проверка по образцу — 18 слайд (Сверяют свой ответ с текстом рассказа).
-Перескажите эту историю. (2 ученика)
-Сделайте вывод. «Нельзя лениться»
(Карточка-вывод продолжает список).
19 слайд (Учитель показывает связку баранок)
— Вспомни название рассказа. («Три калача и одна баранка» с. 202)
— Какой урок извлекли из этого рассказа?
«Нельзя быть глупым, всегда нужно думать» (крепят эту карточку).
Изучение нового материала
20 слайд. Новый урок Льва Толстого (с 220)
Чтение текста по «цепочке», проверка умения находить предложения.
— Найдите текст, прочитайте по1 предложению.
-Сколько лиц в этом рассказе?
Групповая работа
— Займи своё место в группе, где 3 человека.(Дети могут делиться и знают своё место в группах с разным количеством детей).
— Прочитайте по ролям и разыграйте сценку. ( В школе есть кони на палочках).
— Какой вывод сделали?
21 слайд «Нельзя отнимать силой». Этот вывод дополняет список на доске.
22 слайд. Новый урок писателя.
— Найди слова с ударением, что обозначают эти слова?
-Что хотел нам сказать Лев Николаевич?
-Сделаем вывод (дети предлагают свои мысли).
Вывод: «Старайся всё делать своими руками».
23 слайд. — Как называется этот рассказ?
Закрепление
—Повторяем все уроки добра! (Читаем таблички-выводы с доски).
Итоги урока, подсчёт правильных ответов с занесением в оценочный лист
24слайд. Все молодцы! Выходим со звёздочками. Считаем, отмечаем.