Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». (Быль)




Иванова Оксана Васильевна

МБОУ СОШ №3

г.Конаково

Тверская область

Учитель начальных классов


Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема:

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». (Быль)

УМК «Школа России»









План.

1. Билет «собачка».

2. Встреча льва и собачки.

3. Жизнь зверей в клетке.

4. Гибель собачки.

5. Переживания льва.

6. Смерть льва.

Цель урока:

1. Ознакомить учащихся с произведением Толстого Л.Н. «Лев и собачка» продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.

2. Расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся, выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.

3. Воспитать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:

1. портрет Л.Н.Толстого.

2. кроссворд + словосочетание к уроку, пословицы.

3. опорные слова для биографии писателя.

4. иллюстрация к были //+к пересказу «Прыжок».

5. картинки льва и собачки.

6. учебник //компьютер (диск о львах).

7. пословицы.

8. иллюстрации детей своих любимых домашних животных.

9. картинки животных.

10. учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

2-ой урок — урок литературного чтения.


Сегодня мы продолжим, ребята, изучать раздел «Великие русские писатели».

Познакомимся и прочитаем быль «Лев и собачка». На уроке будем учиться анализировать произведения, понимать героев и сопереживать им.


— А кто автор этого произведения мы выясним, разгадав кроссворд


1) По вертикали:

1. О ком идёт речь? Кто это? Назовите героя,

«В это время он, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте и тот час же прицелился в сына и закричал…»

Откуда этот отрывок? (Капитан)


2. Назовите произведение

«Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её» (Прыжок)

Из какого произведения героиня?


3. Назовите произведение.

«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам…»

Откуда эта иллюстрация, как называется произведение («Акула»)


4. О ком идёт речь? Кто они?

« Они {Матросы) спустили лодки, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам…»

5. Назовите произведение.

«Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему». («Котёнок»)


6. Назовите произведение.

Свежие документы:  Использование технологии "Критического мышления" на уроках литературы в 6 классе

«Учитель остановил его и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись». («Филипок»)

По горизонтали составили слово ТОЛСТОЙ.





4


6


1

2


М


Ф


К

П

3

А


И


А

Р

А

Т

5

Л


П

Ы

К

Р

К

И


И

Ж

У

О

О

П

7

Т

О

Л

С

Т

О

Й

А

К

А

Ы

Ё

К


Н




Н







О







К





Итак, автор Л.Н.Толстой.


— Расскажите, что вы знаете об этом великом писателе? (По опорным словам)

— Какие произведения вы знаете? («Акула», «Прыжок», «Котёнок»)

— Что в своих произведениях Толстой писал, чему учил читателей: (Добру, человечности, отзывчивости, уважению, взаимопомощи.)

«Человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим, кто честно исполняет свой долг». (Л.Н.Толстой)

II. Проверка домашнего задания.

— Что было задано на дом? (Пересказ «Прыжок»)

— Как вы думаете, для чего был написан рассказ?

— Что автор хотел показать, рассказать читателям?

(Надо быть ответственным к своим поступкам, сначала думать, потом делать)

Будь храбр по уму и сердцу! — пословица.

Автор показал нам, к чему приводит безрассудство. Мальчик из-за обезьяньей шалости и своей глупости и обидчивости мог просто погибнуть.

№1 Игра «Составь словосочетания»

— Вы видите 2 колонки слов. К словам первой колонки подберите слова определения из 2 колонки.

1. погода 3. смешные

2. путешествие 6. высокая

3. рожи 7. решительный

4. обезьяна 4. забавная

5. мальчик 5. испуганный

6. мачта 2. кругосветное

7. матрос 8. рассерженный

8. капитан 1. тихая


— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ «Прыжок»

Составим словосочетания основываясь на знание рассказа.

№2

— Пересказать по картинному плану «Прыжок» (3-4 человека.)


«Картинный план»

1) Погода (тихая — штиль).

2) Обезьяна срывает шляпу.

3) Обезьяна сидит на мачте, корчит рожи.

4) Мальчик лезет.

5) Мальчик идёт по перекладине.

6) Капитан с ружьём.

7) Мальчик падает в море.

Вопросы:

1) Когда, по вашему мнению, мальчик проявил смелость? (Когда прыгнул в воду)

2) Почему? (Ему пришлось пересилить свой страх)

3) Как вы думаете, почему капитан целился в сына? (чтобы тот скорее прыгнул в воду, а не упал на палубу и разбился)

4) Что вызвало слёзы у этого сильного и уверенного человека? (волнение и страх за сына)

III. Изучение нового материала.

— Познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого

Свежие документы:  Умники и умницы Викторина по повести И.С.Тургенева «Ася»


— Как вы понимаете смысл пословицы

Старый друг лучше новых двух. (Эпиграф к уроку)


Кто главные герои были? Отгадайте загадки.


1) Загадки.

— Кто главные герои были? Отгадайте загадки.


а) С царственной гривой, с гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать по пути,

С царской особой ты не шути.

(Лев) картинка.

б) Лежит — молчит,

Подойдешь — заворчит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

(Собака) картинка.


Учитель:

Итак,

«Лев и собачка». Толстой написал много поучительных, интересных рассказов, которые интересно читать и в наше время. Сегодня мы узнаем о судьбе сильного свирепого льва и маленькой собачки. Эта история произошла далеко от России. Возможно, её рассказал Толстому кто-нибудь из моряков, бывавших в лондонском порту.

— Ребята, вы наверно были в зоопарке.

— Каких зверей вы там видели? (Бегемот, крокодил, жираф, слон…)

— А видел кто-нибудь, как кормят этих зверей???


Так вот, раньше хищников нередко кормили бездомными животными. Подумайте, что произошло в одном из таких зоопарков (стр. 160 — все открыли?)

— Посмотрите на иллюстрацию (стр. 161).

— Что вы видите? (Лев и собачка сидят очень дружно, даже очень странно, можно подумать).

Почему? Мы узнаем сейчас.

2) Чтение учащихся (первичное восприятие текста).

— Какое впечатление у вас осталось после прослушивания этого рассказа? (Тяжёлое, жалко и собачку и льва)

— Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Восхищение, переживание. Лев не просто привязался к собачке, он полюбил ее).

3) Чтение по цепочке.

4) Выборочное чтение.

IV. Закрепление.

Работа над текстом.

ФИЗМИНУТКА

Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)

Удивит учеников (плечами вверх/вниз)

Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)

Ужас, как мышей боится! (приседания)

Вопросы.

1) Прочитайте, как начинается рассказ? (В Лондоне …)

2) Почему автор так начинает рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны — вместо того чтобы брать просто деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу)

3) Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было, он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые)

4) Прочитайте, как лев встретил собачку. (Посмотрел с любопытством, интересом, удивлением.)

5) Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку? Что его удивило? (Покорила умом собачка льва)

Свежие документы:  Игровой материал для букварного периода в 1 классе "Буква З"

6) Как автор относится к собачке? (Он её любит)

— Какими словами он пишет о ней? (Собачка, собачонка, лапки, хвостик)

— Какова же собачка? (Добрая, этим понравилась льву)

— Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, он подружился с ней, полюбил её)

7) Что связывало потом двух животных? (Дружба)

В чём выражалась эта дружба? Прочитайте (Лев не трогал, делился, играл)

8) Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку владельцу? (Ощетинился, зарычал.)

9) Сколько прожили герои вместе? (1 год)

10) Что произошло с собачкой? (Умерла)

11) Как лев воспринял смерть друга? (Тосковал)

12) Как смерть друга повлияла на льва? (Умер)


Так о чём же эта быль?

О Дружбе, о преданности

— Почему эпиграфом урока стала эта пословица?

5) Пословицы.

— Прочитайте пословицы, (на доске-3)

— Прочитайте, какие пословицы подходят к теме рассказа, который мы читали на уроке?

1. Сила сломит всё, а ум силу.

2. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

3. Кто сеет мир, пожнёт счастье.

№1.

а) Как вы понимаете пословицу №1? (Умом можно победить сильного противника)

б) Почему вы отнесли эту пословицу к рассказу? (умная собачка смогла покорить грозного льва)

№2.

а) Подумайте, если бы лев не дорожил дружбой, смог бы владелец собачки забрать её? (да) (Да, но правда собачка не выжила бы сразу, он съел бы её в первый день)

б) Правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?

в) Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?

г) Ребята, а что нужно делать, чтобы не было бездомных животных? (Не выбрасывать, создавать питомники)

6) Проблемный вопрос.

Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими меньшими братьями — любимцами?

Истории из жизни: (Картинки, рисунки детей, своих друзей.

V. Видеоклип.

«Лев»

VI. Итог урока. Вывод.

— С каким новым произведением Л.Н.Толстого мы с вами сегодня познакомились?

— О чём этот рассказ? (О дружбе героев.)

— Какие общечеловеческие ценности нам открылись? (Ум, преданность, доброта, терпимость, любовь, жалость.)

— Что с нами будет, если исчезнут доброта, красота, любовь? (Мир погибнет.)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: