Конспект урока по литературному чтению «Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»» 2 класс

Открытый урок во 2 классе

Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Кукина Оксана Анатольевна

Цель: 1. Повторение и обобщение пройденного материала;

2. Развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, умения

выразительного чтения.

3. Воспитание любви к чтению, литературе, природе.

Задачи:

  • Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённых в разделе «Люблю природу русскую. Осень»;

  • Раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;

  • Учить давать словесную иллюстрацию;

  • Развивать образное мышление, технику чтения.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя картинки, подходящие друг к другу.

(Листопад, дожди, заморозки, лужи, осень.)

— Какое слово лишнее? (Осень)

— Какова же тема нашего урока? Какие цели вы перед собой ставите?

ΙΙΙ. Работа по теме урока.

1. Дыхательная разминка (гимнастика)

— Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…Сядьте ровно, руки положите на колени:

— вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);

— в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);

— повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите как красиво ваши листочки играют на ветру.


2. Фонематическая зарядка

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу.

— Все ли слова понятны?

Как вы её понимаете?

Работа над чётким проговариванием; чтение скороговоркой.


— Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в ней что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

— Посмотрите на картины: Мы закончили работу над произведениями раздела, и в гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?

— Давайте каждой осени определим её признаки. (радостная, золотая, яркая, красивая, грустная, печальная, пасмурная, ненастная)

— К какой осени мы отнесём пословицу? Почему?

— Прочитайте тексты на жёлтых карточках.

На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.

Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.

— Какая осень описана в первой части текста? Прочитайте.

— Какая осень описана во второй части текста? Прочитайте.

Выставка рисунков

Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему? Но любая осень прекрасна по-своему.

— Каждый замечает в осени что-то своё. И если мы почитаем о том, как видит и чувствует осень тот или иной поэт, то для всех нас осень станет богаче и выразительней.

— Ребята, кто из вас хочет прочитать стихотворение, которое вы учили об осени.

Дети читают стихи, после каждого стихотворения:

— О какой осени говорится в стихотворении: о золотой или поздней?

Если в стихотворение говорится о золотой осени, то оно записано на осеннем листочке, а если о поздней осени, то на тучке.

— Что вам понравилось в чтении …?

Оценка учителя.


Эмоциональная разрядка

Послушайте отрывок из произведения Антонио Вивальди «Осень» и полюбуйтесь прекрасными осенними пейзажами, или просто закройте глаза и представьте осень.

— Кто слушал с закрытыми глазами? Какую осень вы увидели, слушая музыку?


Работа в парах.

— А теперь прочитайте стихотворения и попробуйте определить о какой осени это стихотворение. Докажите словами текста.

Сергей Есенина.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем — совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.


Самуил Маршак

Цветная осень — вечер года —

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир — как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.


Алексей Плещеев

Осенняя песенка

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.


Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!….

IV. Рефлексия

— Заканчивается наш осенний урок. Что же мы узнали об осени?

— И у каждого человека- поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя- своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если удается встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени. Какая же осень вам ближе?

Посмотрите, какую осень мы создали на доске.

— Раскрасьте осенний листик, показав свое настроение.

— Что понравилось на уроке больше всего?


Свежие документы:  Снежная королева» в сказке Г.Х. Андерсена, в пьесе Е.Л.Шварца, в мультипликационном фильме (1956г.), советском художественном фильме и информационная самостоятельность учащихся

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: