Урок литературного чтения. 2 класс.
Тема: В.Осеева «Волшебное слово».(2 урок)
Цели:
1. Обучающая: Создать условия для обучения детей творческому пересказу от имени главного героя рассказа;
2. Развивающая: Создать условия для развития речи учащихся, развития коммуникативных навыков, мышления; умения видеть ситуацию и решение с нескольких позиций;
3.Воспитательная: Создать условия для воспитания вежливости.
Используемая технология: «6 шляп».
Оборудование: мультимедийное оборудование, 6 шляп.
*Примечание: до урока дети поделены на 7 групп, каждая из 6 групп становится обладательницей одной из шляп. Дети в каждой из групп поочерёдно надевают шляпу и строят ответ. Седьмая группа – «эксперты» — с их помощью по ходу анализа текста составляется ассоциативная схема на доске, которая послужит опорой для пересказа. С данной системой работы дети уже знакомы, поэтому нет необходимости повторять «Легенду о Шляпнике».(См.Приложение).
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Нам сегодня предстоит интересная работа! | |
| — Сегодня мы будем «общаться» с главным героем произведения, название рассказа зашифровано. (слайд 1 ) — Молодцы! Назовите автора этого произведения. -Назовите главного героя рассказа. — Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт речь на нашем уроке? |
| — К нам в класс сегодня утром была доставлена необычная посылка. В ней было 6 разноцветных шляп и письмо. Позвольте, я его прочитаю. «Здравствуйте, ребята! Перед вами шляпы. Но они станут вновь волшебными только тогда, когда вы выразительно и очень внимательно прочитаете произведение, обращая внимание на то, что сказано о главном герое рассказа» — Определите цель нашего чтения. (чтение текста произведения) |
| — Молодцы, замечательно прочитали. Теперь раскроется и тайна шляп. Каждая из них помогает видеть ситуацию с какой-то одной позиции. — Так, надевший белую шляпу может называть только факты, события. Кто попробует это сделать? (выслушиваются ответы первой группы) (Что произошло?) Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Надевший чёрную шляпу мог видеть самое плохое в случившемся. Слово второй группе. (Выслушиваются ответы детей второй группы) Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Надевший жёлтую шляпу, становится неисправимым оптимистом. Он отмечает то хорошее, что присутствует в этой истории. Третья группа, за работу! (Выслушиваются ответы детей третьей группы). Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Надевший красную шляпу может испытывать те же эмоции, какие испытывает герои рассказа. Кто попробует это сделать? (выслушиваются ответы 4 группы) (Что мог чувствовать Павлик? Что чувствовали сестрёнка, брат и другие члены семьи Павлика?) Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Надевший зелёную шляпу может предложить необычное, нестандартное решение проблемы. Примеряйте шляпу и предлагайте ваши решения! (выслушиваются ответы детей в 5 группе) Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Надевший синюю шляпу может дать добрый мудрый совет героям рассказа. Что и кому вы хотели бы посоветовать? Дети из группы экспертов выбирают из набора подходящие, по их мнению, карточки со словами и картинки и вывешивают их на доску, комментируют выбор карточки со словом. — Какие слова играют важную роль в общении людей? — Какие вежливые слова вы знаете? — Чему мы учились во время примерки шляп? |
| — Давайте попробуем рассказать эту историю от имени Павлика, учитывая всё, что нам удалось «увидеть» с помощью волшебных шляп. (Учащиеся пересказывают с опорой на ассоциативную схему).
|
| -Закончите предложение:
|
| Выберите и запишите тот вариант домашнего задания, который вам интересен.
|
Источники:
Материалы Семинара № 3 Технологии развития критического мышления
Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд./ Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2004
Интернет-ресурсы:
Debono.ru>article/sixhats.htm
Limba.ru
Mir-silva.ukoz.ru
Old.debono.ru>article/sixhats.htm
Приложение 1.
Притча о старом шляпнике.
Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился. — Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.
— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!
— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.
—Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!
— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!
—Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.
И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.
Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.
Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…
Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…
И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…
Источник:
«Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд» Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2004
Приложение 2
Набор слов на карточках и рисунков для составления ассоциативной схемы. (Среди рисунков и карточек могут быть и «лишние»).
Обида
Ссора
Просьба
Волшебное слово
Ненависть
Удовольствие
Радость
Удовольствие
«лучики в глазах»
Жадность
Краски
Рыбалка
Пирожки
Старик
Девочка
Мама
Бабушка
Брат