Зинина Людмила Валерьевна
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 13» Г. Железногорск Курская область
Урок по литературному чтению.
Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион».
Цели урока:
Совершенствовать технику чтения, речевые умения.
Формировать умения определять тему и основную мысль текста.
Развивать эмоционально – чувствительное восприятие.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
— Ребята, прочитайте название раздела, с которым мы сейчас работаем.
— «Каждый свое получил».
— Как вы понимаете это выражение?
— Умеют ли дорожить дружбой и хорошим отношением персонажи сказок
« Дикий Клен» и «Озеро»?
— За что был наказан Плющ? (Он ответил неблагодарностью на доброту Клена).
— Как нужно читать слова плюща в начале сказки? (Почти шепотом, с коварством, он хилый, тонкий).
— Изменился ли тон голоса Плюща во второй части сказки? (Стал сильным, самоуверенным).
— Охарактеризуйте Плющ. Какие качества ему присущи? (Подлый, злой и жестокий).
— На что похож Плющ? Что он напоминает? ( Тонкий, длинный, шепчет, напоминает змею).
— Что вы можете сказать о Клене? Какой он? (Добрый, молодой, терпеливый).
— Везде ли одинаково произносится реплика Клена? (Нет, сначала очень по – доброму, пот ом встревоженно, очень растерянно).
Чтение сказки по ролям.
— Постарайтесь голосом, мимикой передать те чувства, которые испытывали Клен и Плющ.
Выставка рисунков.
— Ребята, многие из вас к сегодняшнему уроку подготовили свои рисунки. Вы старались показать характер героев сказки. Какие они у вас получились?
— Молодцы, вы хорошо поработали над домашним заданием.
— Перед вами пословица: «Одной рукой и узла не завяжешь». Объясните ее смысл. К какой сказке она подходит по смыслу? («Озеро»).
— А почему эта сказка дана нам в том же разделе? Потому что «Озеро» получило то, что заслужило. Оно осталось в одиночестве.
— Умело ли Озеро дорожить дружбой?
Чтение сказки.
-Чему учит сказка?
— Какова ее основная мысль?
Работа с пословицами.
— Какие пословицы можно подобрать еще к этой сказке?
Нет друга — ищи, а нашел – береги.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Физминутка для глаз.
2. Подготовка к восприятию нового текста.
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Откройте Содержание учебника, страница 182.
— Как называется сказка, с которой будем сегодня знакомиться?
— «Черепаха и Скорпион».
— На какой странице эта сказка? Кто сочинил эту сказку?
— Узбекский народ.
— В чем отличие авторской сказки от народной?
— А зачем понадобился перевод А. Любарской?
— К какой теме относится эта сказка? ( «Каждый свое получил»).
— Как вы думаете, кто герой этой сказки? (Черепаха и Скорпион).
-Кто из вас видел черепаху? Какая она?
— Можно ее встретить в наших лесах, полях, реках? А где она обитает?
— А кто-нибудь видел скорпиона?
— А почему вы с ним не встречались в жизни?
— Я вам его покажу.
Сообщение подготовленного ребенка о скорпионах.
— Назовите русские сказки с такими же героями. А почему русский народ не сочинял про них сказки? А про каких животных он сочинял?
— Откройте страницу 13.
Выполним упражнение перед текстом.
Знакомство с текстом.
— Послушайте внимательно эту сказку и подумайте, почему ее поместили в раздел «Каждый свое получил?»
Чтение учителем.
Обсуждение прочитанного.
— Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?
— Кому вы сочувствуете?
— Кого осуждаете, почему?
— К какому моменту сказки относится иллюстрация?
— Каким предстал Скорпион, когда они только встретились с Черепахой?
— Каким был Скорпион, когда Черепаха перевозила его на другой берег?
Найдите в тексте.
— Почему Черепаха не уплыла одна через реку?
— Чему удивилась, о чем напомнила ему Черепаха? Найдите в тексте.
— «А разве это дело втыкать жало в спину товарища?»
— Найдите слова в тексте, которые описывают действия Скорпиона, когда он находился на спине у Черепахи.
— Что ответила Скорпиону Черепаха, когда тот продолжал долбить ее спину жалом? Прочитайте.
— Как это ее характеризует?
— Давайте опишем Черепаху.
— Справедливо ли поступила Черепаха, нырнув на дно реки?
— Заслужил ли это Скорпион?
— Какова главная мысль сказки?
— Найдите крылатое выражение. (Нож в спину воткнет)
— Как вы его понимаете?
— Какой главный сказочный закон здесь действует? (Добро побеждает зло).
5. Работа в печатной тетради.
Выполняем первое задание.
6. Работа с заданиями в учебнике.
— Подготовка к чтению по ролям диалога Черепахи и Скорпиона.
— Каким голосом вы будете читать слова Черепахи? (Размеренно, медленно, не спеша).
— Каким голосом нужно читать реплики Скорпиона в этом отрывке?
7. Итог урока.
— Чему учит эта сказка?
— К какому виду относится: бытовая или волшебная?
8. Рефлексия.
— Продолжите предложения:
-Сегодня на уроке я узнал….
— Сегодня на уроке я удивился…
— Сегодня на уроке я почувствовал…