Конспект урока по литературному чтению «Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион»»







Зинина Людмила Валерьевна

Учитель начальных классов






МОУ «СОШ № 13» Г. Железногорск Курская область





























Урок по литературному чтению.

Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион».


Цели урока:

  1. Совершенствовать технику чтения, речевые умения.

  2. Формировать умения определять тему и основную мысль текста.

  3. Развивать эмоционально – чувствительное восприятие.


Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

— Ребята, прочитайте название раздела, с которым мы сейчас работаем.

— «Каждый свое получил».

— Как вы понимаете это выражение?

— Умеют ли дорожить дружбой и хорошим отношением персонажи сказок

« Дикий Клен» и «Озеро»?

— За что был наказан Плющ? (Он ответил неблагодарностью на доброту Клена).

— Как нужно читать слова плюща в начале сказки? (Почти шепотом, с коварством, он хилый, тонкий).

— Изменился ли тон голоса Плюща во второй части сказки? (Стал сильным, самоуверенным).

— Охарактеризуйте Плющ. Какие качества ему присущи? (Подлый, злой и жестокий).

— На что похож Плющ? Что он напоминает? ( Тонкий, длинный, шепчет, напоминает змею).

— Что вы можете сказать о Клене? Какой он? (Добрый, молодой, терпеливый).

— Везде ли одинаково произносится реплика Клена? (Нет, сначала очень по – доброму, пот ом встревоженно, очень растерянно).

Чтение сказки по ролям.

— Постарайтесь голосом, мимикой передать те чувства, которые испытывали Клен и Плющ.

Выставка рисунков.

— Ребята, многие из вас к сегодняшнему уроку подготовили свои рисунки. Вы старались показать характер героев сказки. Какие они у вас получились?

— Молодцы, вы хорошо поработали над домашним заданием.

— Перед вами пословица: «Одной рукой и узла не завяжешь». Объясните ее смысл. К какой сказке она подходит по смыслу? («Озеро»).

— А почему эта сказка дана нам в том же разделе? Потому что «Озеро» получило то, что заслужило. Оно осталось в одиночестве.

— Умело ли Озеро дорожить дружбой?

Чтение сказки.

-Чему учит сказка?

— Какова ее основная мысль?

Работа с пословицами.

— Какие пословицы можно подобрать еще к этой сказке?

Нет друга — ищи, а нашел – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Физминутка для глаз.


2. Подготовка к восприятию нового текста.

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Откройте Содержание учебника, страница 182.

— Как называется сказка, с которой будем сегодня знакомиться?

— «Черепаха и Скорпион».

— На какой странице эта сказка? Кто сочинил эту сказку?

— Узбекский народ.

— В чем отличие авторской сказки от народной?

— А зачем понадобился перевод А. Любарской?

— К какой теме относится эта сказка? ( «Каждый свое получил»).

— Как вы думаете, кто герой этой сказки? (Черепаха и Скорпион).

-Кто из вас видел черепаху? Какая она?

— Можно ее встретить в наших лесах, полях, реках? А где она обитает?

— А кто-нибудь видел скорпиона?

— А почему вы с ним не встречались в жизни?

— Я вам его покажу.

Сообщение подготовленного ребенка о скорпионах.

— Назовите русские сказки с такими же героями. А почему русский народ не сочинял про них сказки? А про каких животных он сочинял?

— Откройте страницу 13.

Выполним упражнение перед текстом.




  1. Знакомство с текстом.

— Послушайте внимательно эту сказку и подумайте, почему ее поместили в раздел «Каждый свое получил?»

Чтение учителем.

  1. Обсуждение прочитанного.

— Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?

— Кому вы сочувствуете?

— Кого осуждаете, почему?

— К какому моменту сказки относится иллюстрация?

— Каким предстал Скорпион, когда они только встретились с Черепахой?

— Каким был Скорпион, когда Черепаха перевозила его на другой берег?

Найдите в тексте.

— Почему Черепаха не уплыла одна через реку?

— Чему удивилась, о чем напомнила ему Черепаха? Найдите в тексте.

— «А разве это дело втыкать жало в спину товарища?»

— Найдите слова в тексте, которые описывают действия Скорпиона, когда он находился на спине у Черепахи.

— Что ответила Скорпиону Черепаха, когда тот продолжал долбить ее спину жалом? Прочитайте.

— Как это ее характеризует?

— Давайте опишем Черепаху.

— Справедливо ли поступила Черепаха, нырнув на дно реки?

— Заслужил ли это Скорпион?

— Какова главная мысль сказки?

— Найдите крылатое выражение. (Нож в спину воткнет)

— Как вы его понимаете?

— Какой главный сказочный закон здесь действует? (Добро побеждает зло).

5. Работа в печатной тетради.

Выполняем первое задание.

6. Работа с заданиями в учебнике.

— Подготовка к чтению по ролям диалога Черепахи и Скорпиона.

— Каким голосом вы будете читать слова Черепахи? (Размеренно, медленно, не спеша).

— Каким голосом нужно читать реплики Скорпиона в этом отрывке?

7. Итог урока.

— Чему учит эта сказка?

— К какому виду относится: бытовая или волшебная?

8. Рефлексия.

— Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке я узнал….

— Сегодня на уроке я удивился…

— Сегодня на уроке я почувствовал…






Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе «Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: