Урок литературного чтения по теме М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование, контроль, коррекция, оценка .
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки
Ход урока
І. Организационный момент.
Ручки? (На месте!)
Ножки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
II. Проверка домашнего задания.
Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).
Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.
III. Изучение нового материала.
— О ком вы читали сейчас?
— К какой группе животных они относятся?
— Какая это птица: оседлая или перелётная?
— Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Рассказ подготовленного ребёнка)
О писателе.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Ребус
— Отгадайте ребус.
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
— Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
— Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка)
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
Знакомство с текстом.
– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
— О ком этот рассказ?
— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
2.Словарная работа.
— Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ — небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
— Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ — обходя стороной, не заходя в деревню.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
Физкультминутка
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Работа над рассказом.
1 часть
— Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, — приказал я ребятам, — идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)
Составление плана в тетради.
— Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части?
Плен | На свободу |
IV. Закрепление.
Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради.
— Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова.
V. Итог. Д.з.
— Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
— Кто написал этот рассказ?
— Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
— Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
-Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части.
VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)
На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.
Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.
Красный – работал активно, все получалось.
Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.
Синий – было трудно, не все получилось.