МБОУ СОШ№49г .Шахты
Ростовской области
в 9 классе
на тему
«Графики функций y=ах2+n и y=а(х-m)2»
Разработала:
учитель математики
1 категории
Гладкая Наталья Викторовна
2013 – 2014 учебный год
Цель урока:
1. Научить изображать схематически графики функций y= ах²+n и y=а(х-m)² с помощью параллельного переноса вдоль осей координат.
2. Строить с помощью шаблона графики функций.
3. Развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание.
Планируемые результаты:
В ходе урока учащиеся
— развивают умения
систематизировать знания о графиках функций, их свойствах;
устанавливать соответствие между графиком и формулой;
делать обобщения и выводы.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
компьютер
экран
мультимедийный проектор
раздаточный материал.
Ход урока
1) Организация начала урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы расширим сведения о свойствах квадратичной функции, а так же познакомимся с графиками частных видов квадратичной функции: у = ах2, у = ах2 + n, y = a (x – m)2; у=a (x – m)2 +n.
Начать урок мне хотелось бы с китайской пословицы, которая гласит:
«Я слушаю, – я забываю;
Я вижу, – я запоминаю;
Я делаю, – я усваиваю» (Слайд 2)
Я желаю вам успешной работы на уроке!
2) Актуализация знаний учащихся.
Функция какого вида, называется квадратичной?
Что является графиком квадратичной функции?
От чего зависит направление ветвей параболы?
Посмотрите на график функции у = и перечислите его свойства? (Слайд 3)
3) Изучение нового материала.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждой группе предоставляется задание и по истечению времени вы должны показать результаты работы и сделать выводы. В своей работе вы можете пользоваться учебником.
Задание. Построить графики функций в одной системе координат и сделать выводы об их расположении.
1 группа: у=х2, , у=х2+1, у= х2-1 (Учебник: стр. 35)
2 группа: у=х2, у=(х+1)2, у=(х-1)2 (Учебник: стр. 37)
3 группа: у=х2, у=(х+1)2 + 2, у=(х-1)2 – 2. (для более подготовленных учащихся) (Учебник: стр. 38) (Слайд 4, 5, 6 для проверки работы групп)
Итак, ребята, я предлагаю вам обобщить полученные сведения и заполнить письменно таблицу. (Учитель готовит таблицу для каждого учащегося и по мере защиты своей работы другими группами, ребята заполняют её как памятку для себя) (Слайд 7-9)
n > 0 | Схематический график | n < 0 | Схематический график | |
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц |
| Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц |
| |
f(x ) + m | m > 0 | m < 0 | ||
Сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц |
| Сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц |
| |
f(x + n) + m | n > 0, m > 0 | n < 0, m < 0 | ||
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц |
| Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц |
| |
n > 0, m < 0 | n < 0, m > 0 | |||
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц |
| Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц |
|
4) Закрепление полученных знаний.
Первичное закрепление.
Устно.
Задания на соотнесения.
1. Какому графику соответствует функция, заданная формулой y = x2 – 2? (Слайд 10 )
2. Функция задана формулой. Соотнесите график функции с её формулой заполнив таблицу.
1) у = 2(х + 1)² — 3 2) у = 2(х + 3)² + 1 у = 2(х — 1)² — 3.
2 | 3 | |
b | c | a |
(Слайд 11)
3. Укажите график функции, соотнеся их с формулой, и прочитай полученное слово:
1) y = –x²;
2) y = (x+5)²;
3) y = –(x–3)²+4;
4) y = (x+4)²–4;
5) y = –(x+2)²+3;
6) y = –(x–6)²;
7) y = x²+2.
ю | л | ь | п | а | н |
(Слайд 12)
Физминутка (Слайд 13)
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)
-Ребята, посмотрите в природе тоже можно встретить объекты имеющие параболическую форму. (Слайд 14)
Вторичное закрепление.
Письменно
1. С помощью шаблона параболы постройте в координатной плоскости графики функций.
(Слайд 15, 16)
y= x2; y=x2+2; y=x2 – 3; y= — x2; y= — x2 – 3;
y=(x – 4)2; y=(x+3)2; y=(x – 1)2+2; y= — (x+1)2 – 3. (Работа в парах)
5) Самостоятельная работа (Слайд 17)
Используя шаблоны парабол y=2x2; y=3x2, постройте графики функций.
I. Вариант II. Вариант
1. y = 2x2 1. y = 3x2
2. y = 2 (x-2)2+1 2. y = 3 (x-2)2+1
3. y = -2 (x-2)2 3. y = 3(x-3)2-3
4. y = 2 (x+4)2 -2 4. y = -3(x-4)2+2
5. y = -2 (x-5)2+3 5. y = -3(x-5)2-1
6) Рефлексия. Итог урока. (слайд 18)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
8) Домашнее задание.
Индивидуальные карточки.
Интернет источники.
Физминутка, картинка робота. https://ree-ikt.blogspot.ru/p/blog-page_3066.html