Цели урока: научить решать задачи с помощью уравнения.
Задачи: учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать задачи с помощью уравнений. Способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, математической речи, контроля и самоконтроля. Воспитывать познавательный интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки.
Организационный момент
Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 1
2. Минутка чистописания:
Представьте сегодняшнюю дату в виде цифровой записи.
9122014Слайд 2
Прочитайте число, дайте характеристику. (памятки, таблица разрядов)
Сколько разрядных слагаемых в числе? Почему? ( 6 ,1 разряда отсутствуют)
Назовите полное количество единиц тысяч (9122);
Единиц десятков (912201);
Десятков тысяч (912).
Какое число получится, если его увеличить в 100 раз, увеличить на 15, уменьшить на 10 .
2. Работа по карточкам.
Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
(122 + 18) : 70 = 2
(64 : 8 + 20) : 7 = 4
20 • (26 + 14) : 100 = 8
1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16
5 • 4 + 12 = 32
(400 – 300) – 36 = 64
У нас получился ряд чисел.
2, 4, 8, 16, 32, 64 Слайд 3
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…) Слайд 4
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока. Слайд 5
2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е
Сегодня на уроке, мы будем решать задачи с помощью уравнений.
3. Повторение изученного материала
Что называется уравнением? Что значит решить уравнение?
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика) Слайд 6 , (после ответов детей) 7
1) Х*5=630 432+ В=900
Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? Можем мы их решить ?
2) Х+12=72:2 А:10=960:2 ( это уравнения, в правой части которых выражение)
Можем ли мы решить уравнения второго столбика?
Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски)
3) (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6
Чтобы найти корень уравнения, что необходимо знать? (названия компонентов и способы их решения)
Как найти неизвестное слагаемое? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель)
4. Работа по теме урока.
1) Вернёмся к нашим уравнениям.
Какие уравнения у вас вызывают затруднения? (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6
Давайте вспомним, как решаются сложные уравнения.
Вывод: — Что нужно сделать, чтобы решить усложненное уравнение?
Физ. минутка. Слайд 8
5. Решение задач с помощью уравнений по учебнику.
Стр. 116 № 3
Каким способом удобнее решить эту задачу? (уравнением)
-Что возьмём за неизвестное?
Подумайте, как составить уравнение. Обсудите в парах. Запишите в тетрадь уравнение.
Х-8 = 13
Х = 13+ 8
Х = 21
21- 8 = 3 Ответ: было 21 кг.
2) Прочитайте задачу, один вслух.
Что известно в задаче? Что надо узнать? Что возьмём за Х? (сколько кг муки было в мешке)
Чтобы составить уравнение, что нужно сделать? Сколько израсходовали в обед? На ужин? Сколько осталось?
Составьте уравнение.
Самостоятельная работа, Самопроверка.
6. Домашнее задание. Стр.116 № 2,
***Попробуйте сами составить задачу, чтобы её можно было решить с помощью уравнения.
7. Итог урока.
Что удалось вам на уроке? В чём испытали затруднения? Над чем надо еще поработать?