Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: актуализация имеющиеся знания об арифметической и геометрической прогрессиях с использованием стратегий критического мышления; отработать умения: анализировать и систематизировать материал; участвовать в учебном диалоге; сотрудничать при выполнении учебных задач.
Задачи:
– обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической прогрессиях;
– контроль усвоения знаний и умений;
– способствовать развитию умений анализировать, обобщать, сравнивать, самостоятельно применять знания, умения и навыки по теме, осуществлять их перенос в новые условия; развитию памяти, внимания, логического мышления, правильной математической речи, познавательного интереса;
– способствовать воспитанию ответственности, активности, умения работать в группах, общей культуры.
Ход урока
I. Вводно-мотивационная часть.
II. Стратегия вызова. Актуализация имеющихся знаний.
Использование приема критического мышления «Корзина идей»
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по ходу обсуждения.
III. Стадия осмысления содержания.
Класс делится на три группы следующим способом. Имеются листки с различными последовательностями: арифметической, геометрической, ни арифметической, не геометрической. Учащиеся вытягивают листки, и по виду последовательности, определяют свою группу.
III а. Разминка.
Для того, чтобы учащиеся окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул группам предлагаются задания.
Задание для первой группы.
Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на карманные расходы в течении месяца по 200 тенге в день или дать в первый день 50 тенге, зато в следующий на 50 тенге больше, в следующий еще на 50 тенге больше и так далее в течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на апрель? На март?
Задание для второй группы.
Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1 час 45 минут?
Задание для третьей группы.
Является ли число 156 членом арифметической прогрессии в которой
Проверка.
Группы меняются выполненными карточками и осуществляют взаимопроверку. Проверяют правильность выполненной работы по слайду с готовым решением
III б. Работа со всем классом. Фронтальная работа. Тренировка смысловой памяти, наблюдательности, поиск закономерностей составления таблицы.
Учитель: Ну а мы с вами ребята, займемся тренировкой памяти.
Задание: Запомнить все числа, включенные в таблицу, а затем их воспроизвести. (Постарайся увидеть закономерность.) Задания представлены на слайде.
14 | 28 | |
56 | 112 | 224 |
448 | 896 | 1792 |
Разгадка: это геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Необходимо запомнить два числа 7 и 2.
-9 | -6 | |
-3 | 6 | |
9 | 12 | 15 |
Разгадка: это арифметическая прогрессия с разностью 3. Необходимо запомнить два числа -12 и 3.
III в. Задачи для работы в группе. Стратегия «Карусель». Группам раздается по одной задаче. Из предложенной задаче группа составляет еще 2 задачи. Составленные задачи по методу карусели предаются для решения соседней группе.
Задача для первой группы
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Задача для второй группы
Для укрепления иммунитета больному следует принимать капли настойки прополиса. Начиная с 1 капли, больной должен увеличивать дозу каждый день на одну каплю. После того как больной примет 40 капель, ему следует уменьшать дозу каждый день на 2 капли в день. Сколько капель должен выпить больной и какова продолжительность курса лечения?
Задача для третьей группы
Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду – 3 плитки, во втором – 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько плиток понадобится для 7 ряда?
IV. Стадия рефлексии. Подведение итогов работы, постановка домашнего задания.
Составить 3 комбинированных задачи по теме «Прогрессии» и их решения оформить на альбомном листе.
Рефлексия.
Прием «Рюкзак». Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
Пример.
– я научился составлять решать задачи по теме «Прогрессии»;
– я запомнил формулу для нахождения суммы n-го члена геометрической прогрессии;
– я наконец-то запомнил, чем арифметическая прогрессия отличается от геометрической.