Учитель Клейн Татьяна Фёдоровна
Урок математики в 6 классе по теме «Десятичные дроби»
Цель урока:
Повторить правила действий над десятичными дробями, их применение при вычислениях, решение задач;
Развивать вычислительные навыки, мышление, внимание, память, чувство ответственности.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма проведения:
Смотр знаний.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Устный счет.
Верно, неверно.( с сигнальными карточками)
0,7 – десятичная дробь (+)
а) Прочитайте десятичные дроби: 2,7; 1,08; 3,001; 265,12309.
б) приведите примеры десятичных дробей, в записи дробной части которых участвуют только десятые доли.
2. В записи обыкновенной дроби участвуют только одно число и дробная черта.(-).
а) Прочитайте дроби: 3/ 7, 11 /34, 6 /5, 4 /5, 7 /8, 9 /5, 17/11;
б) Перечислите все числители и знаменатели.
в) Назовите правильные дроби, т.е. те, у которых…
г) Какие дроби называются неправильными? Назовите.
д) Помним, что при записи десятичной дроби участвует запятая, разделяющая…, а при записи обыкновенной дроби – дробная черта, разделяющая…
3. 3 /4
а) Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?
б) Ребята найдите равные дроби
1 /2, 2/ 5, 3/ 4, 23/ 1000, 11/ 100 0,11; 0,5; 0,034; 0,4; 0,75.
Задание под б) выполняют учащиеся письменно в тетрадях. Один ученик работает у доски. Проверка. ( Вот что получилось:
1 /2=0,5; 3/ 4=0,75; 2/ 5=0,4; 23/ 1000=0,023; 11/ 100=0,11)
4. 2,3- смешанное число. (+)
а) Из чего состоит смешанное число?
б) Назовите целую и дробную часть данного смешанного числа.
в) как смешанное число записать в виде неправильной дроби?
г) представьте в виде обыкновенной дроби числа: 1,7; 11.
5. 0,55000= 0,55 (+).
а) Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
б) Сравни: 2,01 и 2,02; 15,873 и 9,873; 34,1 и 34,01
6. 3,298 примерно равно 3,2 (-).
а) если после округляемого числа стоят цифры 0,1,2,3,4, то разряд …, а увеличиваем на единицу, если после округляемого разряда стоят цифры… .
б) Округлите до разряда следующие числа: 3,61(до десятых), 0,749(до сотых), 13,4569(до единиц), 567,78(до сотен).
III.Подумайте.
Слова записаны на доске:
СЛОЖЕНИЕ
ВЫЧИТАНИЕ
УМНОЖЕНИЕ
РАЗДРОБЛЕНИЕ
ДЕЛЕНИЕ
а) Прочитайте слова.
б) Какое слово здесь лишнее?
в) Каким одним словом можно заменить оставшиеся слова?
( Раздробление, действия)
IV. Проверка правил действий над десятичными дробями
Давайте ребята учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места работа.
(вставьте пропущенные слова)
При сложении десятичных дробей запятая…, аналогично поступаем и при …, если необходимо, то приписываем… .
При умножении десятичных дробей на запятую…, а умножаем как…, но в произведении… .
При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. запятую… .
При умножении десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д. запятую… .
При делении десятичной дроби на натуральное число в частном ставим запятую тогда, когда… .
При делении десятичной дроби на десятичную дробь сначала в делимом и в делителе…,а затем выполняем деление на … .
Но при делении на 0,1;0,01;0,001 и т. д. опять же в столбик не …, а запятую двигаем в …, т. е. поступаем так, как … .
V. Думай и соображай
1. Ребята я вам записала несколько примеров, в которых не поставила запятые, и поэтому результат получился неправильным. Помогите исправить.
73-27=703; 42+17=212; 57-4=17; 9*0,4=36; 0,121:0,01=121; 32+18= 5.
(Учащиеся выполняют задание письменно в тетрадях, затем проверка у доски) (Ответы: 73-2,7=70,3; 4,2+17=212; 5,7-4=1,7; 9*0,4=3,6; 0,121:0,01=12,1; 3,2+1,8=5)
Какой знак надо поставить между числами 8 и 9, чтобы получилось число больше 8, но меньше 9? (запятую)
Посчитайте устно: 1,58+0,5*(12+44,4:0,2-34). (101,58)
Реши задачу: В трёх кусках 43,24 м. материи. В одном куске в 1,5 раза больше, чем во втором куске, а в третьем куске в 2,2 раза больше, чем во втором куске. Сколько метров материи в каждом куске?
( Предлагается сначала составить краткую запись, затем решить)
Ответ: 9,2м, 13,8м, 20,24м.
VI. Из истории возникновения дробей.
Вы, ребята, все устали.
Много думали, решали.
Отдохнуть уже пора!
Так послушайте, друзья,
О дробях обыкновенных,
И, конечно, десятичных.
Где? Откуда? И зачем?
( Сообщения учащихся из истории возникновения дробей)
VII. Итог
Вот закончился урок.
Результат узнать? Ну что ж!
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?
Подводится итог урока, выставляются оценки.