Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Терентьева Елена Аркадьевна
Класс: 11 общеобразовательной школы при ФКУ ИК
Дата: 17.12.2014
Предмет: алгебра и начала математического анализа
УМК: А.Г Мордкович и др. –М.Просвещение, 2014 год
Тема урока: «Нахождение производных функций»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщение знаний и отработка умений вычисления производных по правилам дифференцирования
Задачи урока:
Обучающая:
— проверить степень усвоения учащимися теоретического материала и навык нахождения производной;
— продолжить формирование умений применять правила нахождения производных суммы, произведения и частного в ходе выполнения упражнений; воспроизводить и корректировать необходимые для этого знания и умения.
Развивающая:
— развивать познавательный интерес учащихся;
— развивать навыки самостоятельного учебного труда.
Воспитательная:
— формировать умения осуществлять самоконтроль и взаимопомощь;
— формировать культуру и дисциплину труда;
— духовно-нравственное воспитание на примере жизни выдающихся математиков.
Методы обучения: словесные (метод самостоятельной работы с дидактическим материалом), наглядные (частично – поисковый), репродуктивный, управления познавательной деятельностью под руководством учителя, демонстрация.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: тетрадь, ноутбук, таблица производных, карточки с заданиями для фронтальной и самостоятельной работы.
Основные термины и понятия: производная, правила вычисления производной.
Планируемый результат урока:
1. Учащиеся знают правила нахождения производных.
2. Учащиеся отработали навыки применения теоретических знаний расчета производной функции на учебных примерах.
3. Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.
План урока:
1. Организационный момент урока – 1 мин
2. Разгадывание кроссворда, постановка темы урока – 5 мин
3. Постановка целей урока – 2 мин
4. Повторение правил дифференцирования – 5 мин
5. Решение практических заданий – 10 мин
6. Историческая справка. – 5 мин
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой – 10 мин
8. Подведение итогов урока. Рефлексия – 2мин
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов ««Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» Ф. Сефа (Эпиграф написан на слайде1) | Слушают учителя. | Создание благоприятного психологического климата. | |||||||||||||||||||||||
II. Разгадывание кроссворда, постановка темы урока. | INCLUDEPICTURE «https://festival.1september.ru/articles/635353/img1.gif» * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «https://festival.1september.ru/articles/635353/img1.gif» * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «https://festival.1september.ru/articles/635353/img1.gif» * MERGEFORMATINET
(Кроссворд и вопросы на слайде 2) | Обучающиеся разгадывают кроссворд, получают слово «Производная». Задавая наводящие вопросы, вывести учащихся на формулировку темы урока «Нахождение производных функций» ( Слайд 3) | Формулировка темы урока. | |||||||||||||||||||||||
III. Постановка целей урока. | Ребята, какую цель на сегодняшний урок вы ставите для себя, чего хотите достичь, чему научиться? | Ребята предлагают варианты. Затем вместе формулируют цели: — повторить правила вычисления производной суммы, произведения, дроби; — применить правила вычисления производных для практических примеров. | Формулировка целей урока. | |||||||||||||||||||||||
IV. Повторение правил дифференцирования. | На прошлых уроках мы с вами изучали правила вычисления производных. Давайте их повторим. На доске я записала правила вычисления производных и некоторые табличные значения производных, но в перемену кто-то побаловался и стер некоторые элементы. ВСПОМНИ
Предлагаю попробовать их восстановить. (Заполнить пробелы, дописать на доске). | Ребята выполняют задания. | Повторение теоретического материала по темам «Таблица производной. Правила нахождения производных». | |||||||||||||||||||||||
V. Решение практических заданий | Ребята, выполнив следующие задания мы с вами ответим, кто же из ученых ввел обозначения производной, которыми мы пользуемся в наше время. (Слайд 4) Вычислите производную в заданной точке.
Каждому заданию присвоена своя буква, выполняя его и найдя в 1 строке таблицы число, полученное в ответе, записываем во вторую строку соответствующую букву.
| Обучающиеся выполняют задание на доске и в тетрадях под руководством учителя, повторяя правила нахождения производных и таблицу производных. | Закрепить умение находить производные функций, используя правила нахождения производных суммы, произведения и частного, производной степенной функции, тригонометрических функций. | |||||||||||||||||||||||
VI. Историческая справка | Ребята, послушаем сообщение о истории возникновения термина «производная» | Обучающийся читает сообщение (Слайды 5-11) | Получение знаний о развитии математического анализа и вкладе ученых в это. | |||||||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа ( парная работа). | Ученикам предложено на карточках найти производные функций.( Слайд 12) ВАРИАНТ 1 Найти производную функции
ВАРИАНТ 2 Найти производную функции
После выполнения работы ученики обменивается тетрадями с соседом по парте. Решения с правильными ответами проектируются на экран. ( Слайд13) ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Критерий выставления оценок записан на доске: все правильно – «5»
| Обучающиеся записывают на листочках ответы. По окончанию меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку. | Проверка умений и навыков нахождения производной по правилами с использованием таблицы производных. | |||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия. | Лист рефлексии Подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые ты испытывал в процессе сегодняшнего занятия: интерес беспокойство эмоциональный подъем скука удовольствие раздражение Спасибо за урок. | | |