Иванова Марина Викторовна
МАОУ СОШ № 54 г. Томск
Учитель математики
Обобщающий урок по теме
«Квадрат суммы, квадрат разности, умножение разности двух выражений на их сумму».
7 класс.
Урок рассчитан для учащихся 7 общеобразовательного класса, учебник «Алгебра 7» Макарычева Ю.Н. под редакцией Теляковского С.А.. Учащимся были предложены кодированные задания. При работе с такими заданиями у детей проявляется:
– интерес — какая фраза там закодирована?,
– азарт — быстрее эту фразу узнать.
Таким образом, активизируется мышление учащихся.
Такие задания – это актуализация опорных знаний, выработка навыков, формирование умений, закрепление изученного, проверка знаний учащихся по теме. У учащихся вырабатываются целеустремленность, организованность, самоанализ, самопроверка. В ходе выполнения заданий каждому ученику необходимо максимально мобилизовать все свои знания.
Выполнив первое задание, ученик ищет полученное выражение среди ответов и записывает соответствующую букву на полях. Если среди записанных ответов нет полученного, значит допущена ошибка. Учитель по буквам может сразу определить в каком выражении допущена ошибка и слабому ученику указать на нее. Сильные ученики стремятся сами выполнить все задания, а затем по смыслу полученного высказывания найти ошибку, если она есть, проанализировать, почему ошибка допущена.
Кодированные задания.
На половине доски записаны выражения, на другой половине доски записаны ответы с соответствующими буквами. Ученикам необходимо выполнить задания и найти правильные ответы со второй половины доски, записывая на полях соответствующие буквы. Правильно решив задания, ребята читают пожелание: «Добрых каникул!» (можно придумать другую фразу, слово, словосочетание и т.д.).
Выражения:
1). Представьте в виде многочлена: (0,2х – у3)2;
2). Представьте в виде степени: —х2 + ху – 4у2;
3). Выполните умножение: (4т – 3)(4т + 3);
4). Представьте выражение в виде многочлена: (-р – т)(т – р);
5). Выполните умножение: (7 + 0,5х)( 0,5х – 7)(-4х);
6). Упростите выражение: (5а – 3с)(5а + 3с) – (7с – а)(7с+ а):
7). Выполните умножение: (х – у)(х + у)(х2 + у2);
8). Упростите выражение: (3х – 4у)2 — (3х – 4у)(3х + 4у) + 24ху;
9). Найдите корень уравнения: (х + 6)2 — (х + 5) (х — 5) = 79;
10). Представьте выражение в виде многочлена: (2а + в)(4а2 + в2) (2а — в);
11). Выполните умножение: (х + в)(- х — в);
12). Замените * одночленом так, чтобы получился квадрат разности:
25 – 10а + *;
13). Решите уравнение: (х + 2)2 – х2 = 48;
14). Представьте в виде одночлена стандартного вида: (0,7а5)2.
Ответы:
а2 — у; 32у2 — а;
32у4 — е; (х – 2у)2 — ч;
0,4х2 – 0,4ху3 + у6 — с; р2 – т2 — р;
16т – 9 — а; 0,49а25 — .
— (х – 2у)2 — о; — х3 + 196х — ы;
т2 – р2 — з; 26а2 – 58с2 — х;
х3 – 196х — м;
24а2 – 58с2 — г; 0 — ъ;
х4 – у4 — к; 0,04х2 – 0,4ху3 + у6 — д;
16т2 – 9 — б; 1,5 — н;
5 — в; — х2 –2 хв – в2 — к;
16а4 – в4 — и; 11 — л.
0,49а10 — !
Я часто использую такие задания на уроках, записывая ответы с возможными ошибками. Так дети обращают внимание на тонкости, нюансы, подводные камни, которые не всегда видят при решении обычных упражнений.