Министерство образования и науки Республики Казахстан
Атбасарский районный отдел образования
Акмолинской области
Открытый урок по алгебре в 11классе
Логарифмические уравнения решаемые с помощью квадратных уравнений
подготовила учитель математики
высшей категории Исабекова Кульжаган Нурхамит
вечерняя сменная средняя общеобразовательная школа
2015год
Тақырып: Логарифмические уравнения решаемые с помощью квадратных
уравнений
Цели:
образовательная: научить применять квадратные уравнения при решении логарифмических уравнений;
развивающая: формировать приемы умственной деятельности: сравнения, аналогии, сопоставления, углублять и систематизировать знания по теме;
воспитательная: учить преодолевать трудности, работать в быстром темпе, воспитывать стремление к совершенствованию знаний
.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: классно-урочная
Сабақтың барысы:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку).
Постановка цели.
Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание древнекитайского философа
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и
путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Значит, на уроке мы будем размышлять, подражать, т.е. делать по образцу и набираться опыта.
Я хочу вам предложить сыграть в морской бой. Я называю букву строки и номер столбца, а вы называете ответ и ищите соответствующую букву в таблице.
1.Разминка «Морской бой»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | |||||||||
B | |||||||||
C | |||||||||
D |
|
|
|
|
|
| |||
E | |||||||||
F | |||||||||
G |
Класс разбит на три подгруппы и у каждой подгруппы свое задание.
Группа 1
A3, G4, D9, B5, D8, F5, G7, C9, E3, A8 ПЬЕР ЛАПЛАС
-3 | 3 | 2 | 4 | |||
Е | А | П | Р | Л | Ь | C |
Группа 2
E6, A4, F5, B9, G8, F1, C4, E1, D5 ДЖОН НЕПЕР
5 | 3 | 63 | -2 | |||
О | Ж | Д | Н | Р | П | Е |
Группа 3
A2, B3, G5, D7, C2, E2, F9, B6, E5, G2, D4 УИЛЬЯМ ОТРЕД
1 | 3 | -3 | 7 | -1 | 9 | |||||
Т | Ь | Д | О | Е | У | Р | И | Я | М | Л |
Проверка результатов.
2.Работа по результатам
Джон Непер — шотландский математик. Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». После 25-летних вычислений он опубликовал свои таблицы только в 1614 году. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц». В 1615 году Непера посетил оксфордский профессор математики Генри Бригс. Непер уже был болен, поэтому не смог усовершенствовать свои таблицы, однако дал Бригсу рекомендации видоизменить определение логарифма, приблизив его к современному. Бригс опубликовал свои таблицы в год смерти Непера (1617). Они уже включали десятичные, а не натуральные, логарифмы, и не только синусов, но и самих чисел (от 1 до 1000, с 14 знаками). Логарифм единицы теперь, как положено, был равен нулю.
Уильям Отред — английский математик. (Слайд 4) Известен как изобретатель логарифмической линейки (1622 год) и один из создателей современной математической символики. Во всём мире логарифмические линейки широко использовались для выполнения инженерных расчётов примерно до начала 1980-х годов, когда они были вытеснены калькуляторами. Отред — автор нескольких стандартных в современной математике обозначений и знаков операций:
Знак умножения — косой крестик: ×.
Знак деления — косая черта: /.
Символ параллельности: .
Краткие обозначения функций sin и cos.
Термин «кубическое уравнение»
Пьер Лаплас — французский математик. Почти четыреста лет прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы. Значение логарифмов трудно переоценить. Они нужны инженеру и астроному, штурману и артиллеристу, всем, кому приходится вести громоздкие вычисления. Совершенно прав великий французский математик и астроном Лаплас, который сказал: «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов»
3. Операционно-познавательный этап.
Задача этапа: содействовать активной познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать логарифмические уравнения методом приведения к квадратному уравнению.
Содержание:
1. Составление и запись алгоритма решения уравнения, записанного на доске.
Алгоритм решения уравнения:
1. находим ОДЗ;
2. делаем замену;
3. решаем квадратное уравнение;
4. подставляем корни квадратного уравнения;
5. решаем простейшие логарифмические уравнения;
6. записываем ответ с учетом ОДЗ.
1. учитель
,
ОДЗ: x>0,
,
,
D=16, , ;
, ;
, ,
, .
Ответ: , 27.
2. Решение на доске уравнения .
Решение. ОДЗ: x>0,
,
,
D=9, , ;
, ;
, ,
, .
Ответ: , 9.
3. Индивидуальное решение уравнения . Проверка решения, обсуждение в парах.
Решение. ОДЗ: x>0,
,
,
D=1, , ;
, ;
, ,
, .
Ответ: 10, 100.
Те ученики, у которых ошибки в решении этого уравнения, решают следующие уравнения (самостоятельная работа по закреплению новых знаний):
а) ;
Решение. ОДЗ: x>0,
,
,
D=1, , ;
, ;
, ,
, .
Ответ: 25, 125.
б) .
Решение. ОДЗ: x>0,
,
,
D=25, , ;
, ;
, ,
, .
Ответ: 0.1; 10000.
4. Индивидуальное решение уравнений (самостоятельная работа по закреплению новых знаний):
а) ;
Решение. ОДЗ: x>0,
,
,
,
,
или ,
.
, ;
, ,
.
Ответ: 1, .
б) .
Решение. ОДЗ: х – любое число,
,
,
,
, ;
, ;
, ,
, ,
, .
Ответ: , .
Проверка решения, обсуждение в парах.
Используемая литература:
1.Алгебра и начала анализа 10-11 класс А.Комагоров
2.Сборник тестов для ЕНТ
3.Интернет ресурс