Урок по теме «Метод интервалов»
Цель:
Рассмотрение метода интервалов и его использование для решения квадратных неравенств, неравенств, связанных с многочленами, и рациональных неравенств.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1) организационный момент.
2) сообщение темы и цели урока
Изучение нового материала (основные понятия)
При решении различных типов неравенств широко используется метод интервалов. Это наиболее универсальный и мощный метод решения всех неравенств (начиная от линейных и кончая тригонометрическими и логарифмическими). Так же метод эффективен и в случае неравенств, содержащих различные функции (например, многочлены и иррациональные функции).
Теперь предварительно сформулируем алгоритм решения задачи об определении знака квадратного трехчлена:
Находим корни квадратного трехчлена.
Отмечаем эти корни на числовой оси.
Определяем знак квадратного трехчлена в любом интервале.
Расставляем знаки на остальных интервалах в порядке чередования.
Пример 1
Решить неравенство 2х2 + 5х – 3 >0.
Найдем корни уравнения 2х2 + 5х – 3=0 и получим х1 = -3 и х2 = 0,5. Нанесем точки х1 = -3 и х2 = 0,5 на числовую ось. Эти точки разбивают ось на три интервала (промежутка). Определим знак многочлена 2х2 + 5х – 3 в любом промежутке, например в среднем. Подставим любую точку этого промежутка (не совпадающую с его концами), например х = 0 в выражение 2х2 + 5х – 3 и получим 0+0-3 = -3<0. Таким образом, в точках среднего интервала выражение 2х2 + 5х – 3 отрицательно. Расставляем знаки на остальных интервалах в порядке чередования. Выписываем те промежутки, на которых стоит знак «+» и получаем решение неравенства 2х2 + 5х – 3 >0 : х<-3