Урок алгебры в 10-м классе. Тема: «Примеры решения тригонометрических уравнений»
Олей Вера Ивановна
учитель математики
Разделы: Преподавание математики
Цель урока:
Закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений.
Сформировать понятие решения тригонометрических уравнений сводящихся к квадратным.
Развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
Воспитывать ответственное отношение к труду.
Оборудование:
Карточки для повторения формул решения простейших тригонометрических уравнений.
Плакат с алгоритмом решения тригонометрических уравнений (большой на доску и каждому на стол).
Литература: Учебник Мордкович А.Г.“Алгебра и начала анализа, 10-11 класс”.
Ход урока.
I. Повторение
1. sin x = a, cos x = a, tg x = a
При каких значениях а эти уравнения имеют решения?
[sin x и cos x при /а/ 1 tg x при любом a]
2. Повторить формулы решения простейших тригонометрических уравнений (на карточках):
sin x = а х = (-1)к arc sin a+ к, к z
sin x = 0
sin x = 1
sin x = -1
cos x = a x=± arc cos a + 2 , n z
cos x = 0
cos x = 1
cos x = -1
tg x = a x = arc tg a + n, n z
arc sin (-а) = — arc sin а
arc cos (-а) = — arc cos а
arc tg а (-а) = — arc tg а
II. Проверка домашнего задания.
Игра “Поле чудес”. Правила игры несколько изменены, а название оставлено.
Правила игры.
Учитель берет понравившееся ему высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же примеров или задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы.
Каждому ученику учитель дает карточку с заданиями и ученик сразу начинает решать.
На доске записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам.
Ниже записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании).
Ученик, выполнявший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ.
Учитель под числом (…) ставит букву (…). И так далее. Ученики стараются быстрее решить, чтобы получить следующую карточку.
За правильно решенные 2-3 задания он может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь более чем число.
Ум хорошо, а два лучше
12 3 45 67 8 9 10 11 12 13 14 15 1 6 17
в | д | |
n z | , к z | , n z |
е | л | м |
, n z | , n z | , n z |
о | р | у |
, n z | , n z | , n z |
x | ч | ш |
, n z | , n z | , n z |
Уравнение:
, n z | у | |
cos x = -1 | х = +2 n, n z | м |
, n z | x | |
, n z | o | |
, n z | p | |
, n z | o | |
, n z | ш | |
, n z | o | |
, n z | a | |
, n z | д | |
, k z | в | |
, n x | a | |
, n z | л | |
, n z | у | |
, n z | ч | |
, n z | ш | |
, n z | е |
Дополнительные уравнения
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, k z | |
, k z | |
, n z | |
, n z |
III. Объяснение нового.
1.
В предыдущих параграфах были выведены формулы корней простейших тригонометрических уравнений: sin x=a, cos x=a, tg x=a
К этим уравнениям сводятся другие тригонометрические уравнения. Для решения большинства из них требуется применение формул преобразований тригонометрических выражений.
Сегодня на уроке мы рассмотрим уравнение, сводящиеся к квадратным.
2.
На доске записаны уравнения:
а) 3х-8=х+6 (линейное уравнение)
б) х2+2х-15=0 (квадратное уравнение)
в) х4-5х2+4=0 (квадратное уравнение относительно х2).
г) 2 cos2x-cosx-1=0 (квадратное уравнение относительно cosx)
Какие из них являются квадратными?
Общий вид квадратного уравнения:
ax2+bx+c=0
,
Корни квадратного уравнения, приведенного, т.е. х2+рх+q=0 можно находить по теореме Виета:
Х1+х2=-р; х1х2=q
х4-5х2+4=0 – квадратное уравнение относительно х2. Это уравнение назвали биквадратным. Общий вид ах4+вх2+с=0, где а± 0.
Его легко решить методом введения новой переменной, т.е. х2=а и уравнение принимает вид: а2-5а+4=0
3. Последнее уравнение тоже квадратное, относительно cosx. Для его решения введем новую переменную. Пусть y=cosx, тогда уравнение можно записать виде: 2у2-у-1=0. Получили квадратное уравнение.
Д=1+8=9;
Следовательно:
а) cosx=1 б) cosx=
х=2p n, n z , n z
, n n
Ответ: 2<font face