ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях рациональными, облегчающими выполнение заданий. Домашнее задание носит творческий характер (вывести самостоятельно еще одно свойство коэффициентов квадратного уравнения).
Учащиеся 8 класса – дети подросткового возраста, который характеризуется неустойчивостью внимания. Поэтому оправдана высокая плотность урока, у учеников не должно быть ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.
Урок алгебры в 8 классе.
Тема урока: «Рациональные способы решения квадратных уравнений».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Формирование знаний о рациональных способах решения квадратных уравнений.
Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока
I Организационный этап урока: а) приветствие; б) визуальная проверка готовности учащихся к уроку; в) информация о теме урока и его цели; г) запись темы урока в тетрадь учащихся;
| |
Целесообразность изучения данной темы. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. Установление связи изучаемого материала с тем, что был ранее изучен. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новых знаний.
Реализация воспитательной цели урока, использование социальных методов.
! Ответы записать на обратной стороне правого крыла доски.
| II Подготовка к изучению нового материала.
а) Ребята, решение квадратных уравнений является одним из ключевых вопросов алгебры. Многие задачи в математике связаны с необходимостью решения квадратных уравнений. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Таким образом, в курсе алгебры очень много задач, в которых решение квадратного уравнения служит средством для получения правильного ответа. Поэтому так необходимо решать эти уравнения быстро. Быстрота решения квадратных уравнений обусловлена и введением ЕГЭ. Итак, сегодня, ребята, мы познакомимся со свойством коэффициентов квадратного уравнения и решением квадратных уравнений «методом переброски».
б) Математический диктант. (На доске правое крыло)
I вариант: 2х2+3х-5=0 II вариант: 2х2-5х+3=0 Система упражнений:
Взаимопроверка: Ребята, поменявшись тетрадями с соседом по парте, выполните проверку по образцу:
I вариант:
х1=; х2=. Ответ: —; 1 II вариант:
х1=; х2= Ответ: 1;
|
Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Решение развивающей цели урока.
Смысловая группировка.
Первичное осмысление и применение изученного.
! Уравнения записать на центральной доске. Уравнение записать на левом крыле доски.
Демонстрация того, что одно и то же уравнение можно решить разными способами.
Записать обобщение метода на доске и в тетради.
Смысловая группировка.
Реализация обучающей цели урока.
| III Ознакомление с новым материалом. Постановка вопросов. — какое количество времени было потрачено на решение квадратного уравнения? — Какую закономерность, ребята, вы заметили при выполнении задания №5? — Определите взаимосвязь между одним из корней уравнения и коэффициентами а и с. — Что можно сказать о втором корне уравнения? Итак, ребята, вместе мы выявили закономерную связь между коэффициентами уравнения и его корнями. Попробуйте сформулировать свойство коэффициентов квадратного уравнения.
На доске: (записи дополняются в ходе фронтального опроса).
I вариант: 2х2 + 3х – 5 = 0 а + в + с = 2 + 3 + (-5) = 0 х1=1; х2= — . II вариант: 2х2 — 5х + 3 = 0 а + в + с = 2 + (-5) + 3 = 0 х1=1; х2= .
ах2 + вх + с = 0 Если а + в + с = 0, то х1=1, х2= (запись свойства в тетради)
Ребята, эти же уравнения можно решить и другим способом, который носит название «метод переброски».
На доске: (левое крыло) а)
* 2 х2 + 3х – 5 =0 ↓ 2*(-5) = -10 → 2=t1 ↓ t1 и t2 промежуточные корни, причём -5 = t2 t1+t2=-3 и t1*t2=2*(-5) =-10
x1 = ; x2 = Примечание: коэффициент а умножается на коэффициент с, как бы «перебрасывается» к нему.
Этот способ применим, когда можно легко найти корни, используя теорему обратную теореме Виета. б) Решить уравнение «методом переброски»
* 2 х2 — 11х + 15 =0 ↓ 2*15 = 30 → 5=t1 ↓ 6 = t2 x1 = ; x2 = Ответ: 2,5; 3.
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с ещё двумя способами решения квадратных уравнений и теперь право за выбором решения остаётся за вами. Преимущество данных методов перед другими заключается в том, что они позволяют быстро находить корни квадратного уравнения. Обобщить ещё раз методы
Устно: Решите квадратное уравнение. а) 132х2+247х+115=0 б) -345х2+137х+208=0 |
Первичное закрепление под руководством учителя. Работа с «опорой» для запоминания материала. Контроль результатов первичного запоминания, использование волевых методов. | IV Первичное осмысление и применение изученного. а) Устно: По таблицам коррекции знаний решить первые пять уравнений. б) В это время на доске № 11-15 (по желанию) в) Задания № 6-10 выполнить в тетради и сделать самопроверку. г) резервные задания № 15-20.
|
Использование познавательного метода — творческое задание.
Инструкции по выполнения домашнего задания.
| V Постановка домашнего задания. Ребята, существует ещё одно свойство коэффициентов квадратного уравнения, которое помогает быстро найти его корни. Это свойство вы самостоятельно выведите дома. Домашнее задание: а) х2+26х+25=0 б) 5х2+9х+4=0
ах2 + вх + с = 0 Если а + (-в) + с = 0, то х1=-1, х2=-
|
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. Создание ситуации быть значимым, самоанализ работы на уроке.
| VI Итог урока а) Оценка знаний учащихся. В ходе урока учащиеся, оценивая себя, ставили на полях «+» при верном выполнении задания и «±», если задание было выполнено с недочётом. «5» — 8 и более верно выполненных заданий. «4» — 6-7 верно выполненных заданий. Оценки «3» и «2» на этом этапе ознакомления с материалом лучше не ставить. б) В ходе фронтального опроса вместе с учащимися подвести итог урока, используя записи на правом и левом крыльях доски.
|