Смирнова Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ №13 г. Волжский Волгоградской области
Учитель математики
Открытый урок в 7 классе
« Умножение разности двух выражений на их сумму»
Цели:1.вывести формулу умножения разности двух выражений на их сумму, сформулировать правило, выработать умение применять формул
2.развивать умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения
3.прдолжать воспитание устойчивого интереса к математике
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжаем тему «Тождества сокращенного умножения»
— Для того, чтобы урок прошел успешно работаем устно, а два ученика поработают у доски.
2ученика работают по карточкам у доски.
Карточка 1. Карточка 2.
а) — х(х + 9) а)— 5(4а +5)
б)(х –у)∙(х +у) б)(
Устно: 1)Замените (*) одночленом так, чтобы получилось верное равенство
= +4ху +4
= 100 – 40m+ 4 = + 4+*
2)Найдите квадрат выражения:
Х; 2у; х; 0,5; ;
3)Прочитайте: х +а; ; — ; — ;
4)Выполните умножение: (3х- 2)(х+1)
-Как выполнить умножение многочлена на многочлен?
-Задайте вопрос по теории отвечающим у доски.
3)Объяснение нового материала.
— Запишите тетрадях число, тему вы мне назовете позже.
Мы с вами научились умножать сумму двух выражений на такую же сумму и разность на такую же разность, причем умножаем «сокращенно», используя формулы. А как вы думаете, есть еще формулы сокращенного умножения?(Да)
-Так какую же цель мы сегодня поставим перед собой? (Открыть еще формулы)
-Какие предложения будут?(Умножить разность двух выражений на их сумму)
-Предлагаю работу по группам
1 ряд 2 ряд 3 ряд
(c – d)(c +d) (k – p)(k +p) (m –c)(m +c)
-Что представляет собой левая часть равенства?
— Что представляет собой правая часть равенства?
— Сформулируйте правило.
-Как записать правило в общем виде?
(∆ — )(∆ + )= —
-Работа с книгой: стр.161Прочитать правило. Рассказать правило соседу.
4) Закрепление .
а)-Комментированное письмо. Учитель пишет на доске.
(р -5)(р+5)= (х -3)(х+3)=
б)-Устно: Умножьте многочлены:
(у -6)( у +6) (х+2) (х-2) (а+9) (а-9)
(1-с)(1+с) (0,5-х) (0,5+х) (m+) (m— )
(0,9x+m) (0,9x—m) (x -1)(x+1) (3+m) (3-m)
-Почему формула называется формулой сокращенного умножения?
Вычислите , не производя вычисления «встолбик», используя формулу.
199∙201= (200-10)(200+1)= — =3999
48∙52=(50-2)(50+2)= — = 2500-4=2496
5)Обучающая самостоятельная работа
1 вариант 2 вариант
1.Выполните умножение:
(у-4) (у+4) (р-7) (р+7)
(n-3m) (n+3m) (2а-3в) (2а+3в)
(0,6x— у) (0,6x+у ) (0,4m+n) (0,4m—n)
(8c+9d) (8c-9d) (10x-7у ) (10x+7у )
2.Вычислите, используя формулу:
99∙101 77∙83
6)Проверка , ответы на доске. Обмениваются с соседом и ставят оценку друг другу. По желанию выставляются в журнал.
-Кто получил «5», «4», «3» поднимите руку?
7)Рефлексия. Как бы вы назвали тему урока?
-Запишем в тетради. «Умножение разности двух выражений на их сумму»
-Как умножить разность двух выражений на их сумму?
8)Задание на дом: правило,№913,915 и любой номер из следующих на выбор.
9)-Кто доволен собой- хлопают в ладоши, кто не доволен своей работой на уроке топают ногами.