Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 34 города Томска
Программа
элективного курса по выбору
для предпрофильной подготовки
в 9 классе
«Линейная алгебра»
Подготовила
учитель математики
Пихтовникова Светлана Александровна
Томск 2010
Линейная алгебра: решение систем уравнений матричным способом
Программа элективного курса.
9 класс.
Пихтовникова Светлана Александровна,
учитель математики,
высшей категории
МОУ СОШ № 34 города Томска
Пояснительная записка.
Содержание курса соответствует целям предпрофильного обучения, который направлен на достижение нового качества обучения математике с учетом современных требований в условиях организации предпрофильной подготовки и введение профильного обучения, на предварительное самоопределение учащихся в отношении собственного профильного направления в образовании.
Дает обучающимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
Создает условия для подготовки к экзаменам по выбору (будущее профилирующие);
Создает условия для осознанного и успешного выбора профиля выпускником основной школы.
Содержание учебного материала включает темы, полезные для дальнейшего выбора профиля обучения.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных целей.
включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
применима для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения программы. Доля необобщённых знаний: частного опыта, фактов, информации сведена в программе к минимуму.
Содержание направлено на передачу знаний, необходимых для формирования компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения.
Предполагается применение активных методов обучения, использование ИКТ.
Изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, наличие связей между частными и общими знаниями.
Способ развёртывания содержания избирается в зависимости от стоящих в программе целей (формирования теоретического или эмпирического мышления).
Обеспечивается степенью операциональности описания тех знаний, которые предполагается сформировать, а также выделением результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
Возможность в любой момент обучения установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов обучения и выявить сбой в прохождении программы.
Делается крен в сторону «абитуриентской» математики. Этому способствует набор тем, рассматриваемых в процессе изучения курса.
Цели курса:
Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта
(«Концепция профильного обучения»)
Выявление и формирование средствами математики направленности личности, ее профессиональных интересов.
— Формирование деятельностных способностей учащихся: способностей к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности.
— Формирование и развитие мышления.
— Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков.
— Решение полезных задач для подготовки к ЕГЭ, в том числе и абитуриентского плана
Задачи :
Оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
Обеспечить индивидуализацию обучения;
Дать возможность реализовать свои образовательные запросы;
Формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Уметь решать системы уравнений различными способами как школьного курса так и способами высшей школы (линейная алгебра);
Уметь применять ЗУН при решении трудных заданий, из ЕГЭ, практических задач.
Распределение программного материала по времени с учётом его достаточности для
качественного изучения и получения запланированных результатов;
устранения возможных сбоев;
применения наиболее эффективных методов обучения. Нахождение наиболее «короткого» пути качественного изучения материала.
Преобладающие методы обучения:
Проблемный;
Исследовательский;
Практикумы;
Самостоятельная работа обучающихся;
Уроки с компьютерной поддержкой;
Лекционные занятия;
Проектный;
Коллективная работа, проблемная группа по методу проекта.
Предпрофильное обучение элективных курсов осуществляется в форме:
Лекционных занятий;
Практикумов;
Уроки исследования;
Уроки с использованием ИКТ;
Защита проектов, творческих заданий, рефератов.
Технологии обучения.
Так как в основу организации предпрофильного обучения заложены основные идеи личностно – ориентированного подхода в овладении системой ЗУН, то наиболее эффективными в условиях ППО и профильной школы, а также для организации данного элективного курса в школе являются:
Обучение укрупненными дидактическими единицами;
КСО (в парах: контроль и самоконтроль, проблемные группы);
Технология полного усвоения знаний (есть разные уровни заданий, контрольные тесты, дидактический материал, все сделал только тогда — к следующему);
Компьютерные технологии;
ТРИЗ (технические решения изобретательных задач) ;
Технология проектного обучения.
Дидактические принципы организации
УВП на элективных курсах по математике являются принципами развивающего обучения:
1. Принцип деятельности: ученик
является не объектом, а субъектом деятельности Технология деятельностного метода:
1.Самоопределение к деятельности
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Первичное закрепление во внешней речи
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7.Включение в систему знаний и повторение
8.Рефлексия деятельности (итог урока)
2. Принцип вариативности: самостоятельный выбор учащимися вариантов своего профиля
3. Принцип минимакса: Разведение уровня подачи материала и уровня требований к его освоению. Разноуровневое содержание курса.
4. Принцип психологической комфортности: Снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип творчества: Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
1) Самоопределение к деятельности: положительный настрой на работу
2) Актуализация знаний: подготовка мышления учащихся к проектировочной деятельности. Этап завершается осмыслением затруднений в индивидуальной деятельности
3) Постановка учебной задачи: выявление и фиксация причины затруднений.
Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения. Формулировка темы урока.
4) Построение проекта выхода из затруднения:
Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи Этап завершается фиксацией решения учебной задачи
5) Первичное закрепление во внешней речи: Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону: Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону. Организация ситуации успеха.
7) Включение в систему знаний и повторение: Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.
Решение заданий на тренировку ранее изученных алгоритмов, с целью подготовки введения нового знания.
8) Рефлексия деятельности (итог урока): Самооценка детьми собственной деятельности.
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.
Цель дальнейшей деятельности.
Методами учета и оценки результатов обучения являются тестирование, входной контроль(+ итоговый), рейтинг итоговый, а также возможно составление
учебного портфолио по математике :
-работы ученика, как классные самостоятельные, так и домашние;
— прикладные математические проекты (индивидуальные или групповые);
— решения сложных занимательных задач;
— решение задач из учебника, выполненных самостоятельно сверх учебной программы;
— математическое сочинение по сложным вопросам темы;
-математический реферат с историческим содержанием;
— фотографии или зарисовки наглядных пособий по учебным темам, моделей, изготовленных учащимся или группой учащихся;
— копии статей из журналов, книг или Интернет, прочитанных учащимся по конкретной теме;
— задачи, составленные самими учащимся;
— уровень реальных достижений и описание причин в случае недостижения целей;
— графические работы учащихся, выполненные по данным темам;
— описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся как индивидуально, так и в группе;
— тексты докладов, прочитанных учеником на конференциях;
— копии работ учащегося, выполненные на элективных курсах;
— дипломы, поощрения, награды по математике;
— лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения учебной темы; уровень реальных достижений и описание причин в случае недостижения целей.
— заметки учителя по наблюдению за данным учащимся на уроках математики;
— листы проверок учителя с комментариями (участие в работе класса, посещаемость, уровень и качество выполнения работ);
— математическая характеристика, включающая количественные и качественные результаты;
— отзывы других учителей, администрации, родителей, одноклассников, общественных организаций и др.
Критерии оценки портфолио (описание предполагаемых результатов):
Развитость математического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
сформированность умения решать задачи;
сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, прикладные задачи);
развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, умение выступать с математическими докладами, сформированность письменного математического языка, умение чётко и аргументированно излагать свою мысль, грамотность в оформлении решений задач и доказательств теорем, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
сформированность навыков самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей…)
Уровни итоговой оценки.
Самый высокий уровень (“отлично”). Учебные портфолио характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося по уровню развития его математического мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
Высокий уровень (“хорошо”). Портфолио демонстрирует солидные математические знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нём могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении.
Средний уровень (“удовлетворительно”). В портфолио основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого математического мышления, прикладных умений, способностей к содержательной коммуникации на языке математики (как устном, так и письменном).
Слабый уровень (“неудовлетворительно”). По портфолио трудно получить общее представление о математических способностях учащегося. В нём представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с неполностью выполненными заданиями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. Практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Тема | Кол.час | Вид занятий | |
1 | Основные понятия | 1 | Лекция
|
2 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | Практикум, Лаб работа |
3 | Система уравнений с двумя переменными | 1 | Лекция
|
4 | Метод подстановки | 2 | Лекция Практикум в компьют классе |
5 | Метод алгебраического сложения | 2 | Лекция Практикум в компьют классе. Зачет . |
6 | Другие способы решения систем уравнений | 1 | Практикум в компьют классе.
|
7 | Решение задач | 2 | Лекция Зачет . Творч. отчет |
8 | Определители. Свойства и вычисления
| 1 | Лекция + практикум |
9 | Матрицы и действия над ними
| 1 | Лекция |
10 | Системы линейных уравнений
| 4 | Лекция Практикум Защита Творч. Работ, проектов
|
| Защита проектов | 1 |
|
Формой итогового контроля являются рефераты, проекты, практикумы в компьютерном классе, презентации которые проходят на уроках в своем, чужом классах, на элективных курсах, на школьной и городской НПК.
Темы проектов:
Экскурс в историю решений систем уравнений;
Сравнительная характеристика подачи способа подстановки в различных учебных пособиях;
Сравнительная характеристика подачи способа алгебраического сложения в различных учебных пособиях;
Графический способ решения систем уравнений;
Различные способы решения систем уравнений;
Составление базы заданий по различным способам решений;
Составление базы практических, прикладных, исторических задач по данной теме.
Решение одной системы уравнений всеми известными и возможными способами
Темы рефератов:
Матрицы и действия над ними;
Решение систем уравнений методом Крамера;
Решение систем уравнений методом Гаусса;
Решение систем уравнений матричным методом.
Собственные векторы и собственные значения матриц;
Определители. Свойства и вычисления.
Системы уравнений и их способы решений.
Содержание блоков:
Основные понятия систем линейных уравнений, и уравнений второй степени с двумя переменными ;
решение систем уравнений различными способами:
рассматриваются системы линейных уравнений ;
системы уравнений второй степени с двумя переменными;
системы содержащие параметры, из ЕГЭ.
Решение практических, прикладных задач.
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными с помощью определителей, первоначальное знакомство с матрицами.
Основное знакомство с матрицами и действиями над ними;
Решение систем уравнений:
Методом Крамера;
Матричным методом;
Методом Гаусса;
Рассмотрение однородных систем.
Курс предполагает использование следующих материальных образовательных ресурсов:
Раздаточный материал по темам;
Работа на ПЭВМ в компьютерном классе, компьютерных программ;
Наглядный материал, по теме решение систем уравнений графическим способом.,
Практикум.
Это хорошо решить!
П
опробуй свои силы!
Задание.
Заполните пропуски в таблице
Задание.
Решите системы уравнений, используя формулы Крамера:
Задание.
Выясните, какие из следующих систем можно решить с помощью формул Крамера, и решите их, а если нет, то решите их любым другим способом:
Задание.
Даны системы. Не решая их, определите число решений, т.е. определите по внешнему виду систем, какие из них
— совместные;
несовместные;
— определенные;
— неопределенные?
Задание.
Вычислите определители матриц:
Задание.
Решите системы:
Задание.
Даны системы. Не решая их, определите, какие из них являются совместными? Несовместными? Определенными? Неопределенными? Затем решите их.
Задание.
Дано одно уравнение системы, припишите к нему другое уравнение так, чтобы полученная система:
<